Битва за «Бородавочник»: А-10 Thunderbolt II не может «выйти на пенсию»

383 full reads
618 story viewsUnique page visitors
383 read the story to the endThat's 62% of the total page views
3 minutes — average reading time

Конгресс США отклонил предложение командования ВВС США о «консервации» штурмовиков.

А-10 Thunderbolt
А-10 Thunderbolt
А-10 Thunderbolt

Как отмечает портал «Наука и техника» очередную попытку отправить ветерана военно-воздушных сил США A-10 Thunderbolt II (в простонародье Бородавочник) на «заслуженный отдых» была отклонена американскими конгрессменами.

3 декабря об этом сообщили сами конгрессмены, после того как получили проект об обороне на следующий 2021 год. В нем указывалось, что авиапарк А-10, которых на данный момент насчитывается 281 машина, подлежит сокращению на сорок четыре машины. Военные планировали, что сэкономленные на Бородавочниках средства пойдут на модернизацию других видов самолетов боевой авиации.

Однако с этим в Конгрессе не согласились, и было принято решение, что все А-10 будут продолжать «нести службу» в составе ВВС США. Примечательно, что такая битва за ветерана американской авиации происходит не в первый раз. Начиная с 1990 года, когда впервые заговорили о несоответствии машины своему функциональному предназначению.

Штурмовик разрабатывали в 70-х годах прошлого века как самолет авиационной поддержки. Его рассматривали, прежде всего, в качестве противостояния бронированной технике армии СССР на территории Европы. Однако его ограниченные возможности функционала часто подвергались критике со стороны экспертов.

А-10 Thunderbolt
А-10 Thunderbolt
А-10 Thunderbolt

В 1990 году в Конгрессе рассматривался вопрос о переводе А-10 в состав сухопутной армии. Но уже в войне в Персидском заливе Тандерболты показали «отличную работу». Бородавочники в том конфликте смогли уничтожить более тысячу видов артиллерийского орудия и столько же танков войск Ирака. На некоторое время от штурмовиков отстали.

Но уже в 2010 году конгрессмены и военные сошлись на том, что Тандерболт является узкоспециализированным самолетом, чьи функции могут с легкостью выполнять ударные беспилотники и многофункциональные истребители, на борту которых имеется высокоточное оружие. К тому же А-10 является отличной мишенью для систем ПВО.

Однако и в том случае, перевод на хранение не состоялся. Тандерболты посчитали отличной учебно-боевой машиной. Их просто перераспределили по авиаподразделениям ВВС. Но в 2014 году министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заявила о неспособности А-10 к боевым действиям. В 2015 году Ли Джеймс вновь выступила с заявлением, после которого было принято решение о передачи всех функций, возлагающихся на А-10, истребителям F-16 и F-15E. Компания Boeing в свою очередь принялась искать покупателей на Тандерболт в странах Европы и Азии.

Но зимой 2016 года вновь последовал отказ от перевода на хранение А-10. Теперь уже с такой «инициативой» выступило командование американских военно-воздушных сил. Как объяснило командование, «надежды на способности истребителя пятого поколения F-35 оказались несколько завышенными. Поэтому выводить А-10 на хранение несколько преждевременно».

В самих ВВС США имеется немало сторонников штурмовика ветерана. Они утверждают, что бронированная составляющая самолета и его вооружение во много раз превосходит такую же составляющую на «тридцать пятом». Вдобавок к этому приводились технические выкладки сервисных специалистов, в которых указывалось, сколько боевых полетов сможет сделать А-10 за определенное количество полетов F-35. Соотношение было не в пользу последних. При этом не учитывались сложность и стоимость технического обслуживания двух самолетов.

А-10 Thunderbolt
А-10 Thunderbolt
А-10 Thunderbolt

«Бывают мероприятия, где Тандерболт вообще не имеет себе равных. Например, в поисково-спасательных операциях, где требуется огневая поддержка на небольшой высоте. Или сопровождение вертолетных групп в зонах особой опасности. Бронирование А-10 обеспечивает меньший риск машине, а возможность применять более низкую скорость делают штурмовик идеальной машиной сопровождения. Его пушка калибром 30-мм совершенно незаметна для средств радиоэлектронной борьбы противника», - заявляют американские пилоты ВВС.

Но есть и те кто, «опасается летать на штурмовике в зоне боевых действий. «На всех современных боевых самолетах стоят датчики, способные повысить выживаемость машины. Таких датчиков на Тандерболт нет. Неизвестно откуда прилетит снаряд, после которого придется катапультироваться. К тому же дальность полета А-10 намного меньше чем у того же F-35. Приходится постоянно находиться рядом с зоной боевых действий», - говорят другие пилоты.

Тут напрашивается некий консенсус, который и предлагается конгрессменами. Защищенность и более дешевая финансовая составляющая станет играть свою роль только в том случае, если применять А-10 там, где противник не использует средства ПВО и РЭБ. Успехи в Афганистане, Сирии и Ираке лишние тому подтверждение. Поэтому в Конгрессе решили, что Бородавочник может стать машиной против мирового террора.

Впрочем, «битва» за А-10 продолжается до сих пор. И учитывая, что самой новой версии Тандерболта исполнилось тридцать шесть лет, «выход на пенсию» уже не за горами.

GEO-POLITICS
GEO-POLITICS
GEO-POLITICS

Друзья - геополитические проблемы всё более актуальны, поэтому мы создали отдельный канал по Геополитике и Ближнему востоку в частности, который так и назвали "GEO-POLITICS". Переходите по ссылке, подписывайте и оставайтесь с нами!

big-war.ru