HMS Dreadnought – английский линкор, совершивший революцию в военном кораблестроении !

27 July 2020
6,9k full reads
3,5 min.
12k story viewsUnique page visitors
6,9k read the story to the endThat's 57% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

HMS Dreadnought – английский линкор, совершивший революцию в военном кораблестроении и давший название новому классу военных судов.

HMS Dreadnought
HMS Dreadnought
HMS Dreadnought

Знаете, какой самый сильный стимул для развития и появления новых, более совершенных вооружений? Нет! Рост экономики государства не имеет к этому прямого отношения. Самым эффективным «пинком» для конструкторов, инженеров и военачальников является появление более мощного оружия у вероятного противника. Эффектом взрывной волны в развитии военно-морского кораблестроения всех морских держав отозвался спуск на воду 3 октября 1906 года в Великобритании нового линкора HMS Dreadnought (перевод с англ. «Неустрашимый»).

Корабль, который мог превратить флот противников в металлолом

После ввода в строй линкора Dreadnought все усилия в строительстве морского флота государств-противников Великобритании были нивелированы. Причиной этому стало особое решение по вооружению «Неустрашимого». Линкор был вооружен 10-ю пушками с калибром ствола 305 мм, установленных парами в 5 башнях, и не имел другой артиллерии. Данная система вооружения судна носила название «all big gun» - только орудия большого калибра и не предусматривала установку пушек промежуточного калибра. Башни располагались таким образом, что линкор имел возможность вести огонь одновременно в любом направлении, не меняя положения корпуса: одна башня в носовой части, 2 башни – в кормовой, 2 башни на палубах уровнем ниже основной – по бортам. Стандартный заряд позволял вести огонь на расстояние до 15 км, а с появлением в 1918 году новых видов снарядов, дальность ведения огня увеличилась до 18 км. В то время ни один военный корабль не имел такого вооружения.

Орудия главного калибра
Орудия главного калибра
Орудия главного калибра

После появления линкора Dreadnought военные суда, на которых использовалась подобная система вооружения стали называть «дредноутами» и они были выделены в отдельный класс. Позже появились линкоры с орудиями калибра 343 мм или 381 мм, которые называли «сверхдредноутами».

Линкор имел инновационную систему бронирования корпуса, которая выдерживала двукратное попадание стандартной торпеды в одну точку. Кроме этого на борта корабля были установлены раздвижные кронштейны, выставлявшие в боевом положении вдоль бортов защитную противоторпедную сетку.

21 узел (около 39 км/ч) – именно такую, рекордную для того времени, скорость развивал линкор благодаря новой паротурбинной установке. В этом он также превзошел своих конкурентов.

3-D изображение линкора Dreadnought с выставленными в боевом положении противоторпедными сетками
3-D изображение линкора Dreadnought с выставленными в боевом положении противоторпедными сетками
3-D изображение линкора Dreadnought с выставленными в боевом положении противоторпедными сетками

Историческая справка

Появление «дредноутов» бесспорная заслуга величайшего английского конструктора и военно-начальника Джона Фишера, посвятившего Королевскому морскому флоту всю жизнь. Фишер прошел путь от матроса до высшего командного состава флота. Заветной мечтой Джона было создание линкоров с мощной дальнобойной артиллерией на борту. Работа в этом направлении велась с 1880 года, однако, создаваемые суда с мощными пушками не выдерживали отдачи и вибрации выстрелов, сильно раскачивались. Все попытки Фишера получить разрешение и финансирование новых проектов упирались в стену непонимания.

Адмирал Джон Фишер
Адмирал Джон Фишер
Адмирал Джон Фишер

Одержимый своей идеей Д. Фишер в 1904 году выступил с инициативой создания Совета Адмиралтейства – коллегиального органа из числа самых влиятельных военачальников (17 человек во главе с Фишером). Именно этот совет должен был рассматривать проектные предложения и решать судьбу новых кораблей. Фишер предусмотрительно привлек к работе в Совете своих единомышленников. Таким образом мечта о появлении линкоров с мощной артиллерией стала реальностью.

Кормовая часть линкора
Кормовая часть линкора
Кормовая часть линкора

Боевые заслуги «Неустрашимого»

К слову, именно тот линкор, который лишил сна всех морских конструкторов планеты вовсе не участвовал в боях. Его появление стало невероятным стимулом для развития военно-морского судостроения. Совсем скоро многие морские державы обзавелись подобными «дредноутами». Сама Великобритания, построив более совершенные суда, использовала «Неустрашимый» на второстепенных ролях.

Однако на счету линкора Dreadnought имеет единственный, но очень значимый подвиг – это потопление одной из самых известных немецких подводных лодок «U-29», командовал которой лучший из германских ассов-подводников - Отто Веддинген. Именно эта подлодка отправила на дно в одном бою три мощных английских бронекрейсера: «Хог», «Кресси» и «Абукир».

18 марта 1915 года наблюдателями линкора на удалении 8 кабельтовых (примерно 1,5 км.) был замечен перископ вражеского подводного судна. Линкор развил полный ход и попросту протаранил субмарину, которая в результате повреждений затонула.

По окончании I мировой войны Dreadnought был списан и порезан на металлолом, так и не успев поучаствовать в морских баталиях.

Линкор Dreadnought в походе
Линкор Dreadnought в походе
Линкор Dreadnought в походе

Благодарю, дорогой читатель, что остаёшься с нами!

Оригинал статьи на Сайте.

Вам понравится:

Авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» - не сбывшаяся надежда императорской Японии получить мировое господство в море

«Акула» - подводная лодка, которая остудила пыл желающих пересмотреть результаты Великой отечественной войны

Итоги первого этапа развития ВМФ России в канун 26 июля – Дня военно-морского флота. Что нас ждёт впереди?

«Ямато» - самый большой в мире артиллерийский линкор. Бессмысленное существование и глупая гибель величайшей морской цитадели.

Советская торпеда «Шквал» - самая быстрая и до настоящего времени не имеет конкурентов

Первый авианосец CV-1

CV-2 "Lexington", который нашли спустя 76 лет на глубине 3 километра.

CV-3 "Saratoga". Почему был уничтожен ядерным взрывом?

Самая засекреченная подводная лодка США - SSN-22 Connecticut

МОЗГ подводной лодки SeaWolf. Об этом не расскажут