Як-38 – первый и последний отечественный палубный штурмовик с вертикальным взлётом-посадкой

30 August

Самым грозным морским оружием являются авианосцы. Обладая авиакрылом из десятков самолётов различного назначения они способны выполнить самые сложные боевые задачи. Однако внушительные размеры взлётно-посадочной палубы лишают их скорости и маневренности, превращают в малоподвижную цель. В этой связи авиаконструкторами изобретены, а войсками успешно используются самолёты, взлетающие вертикально. Им не нужна «взлётка», для старта достаточно площади, которая не превышает их габаритов. Сегодня поговорим о самом массовом самолёте с вертикальным взлётом, который состоял на вооружении авиации морфлота СССР.

Як-38. Музейный экспонат.
Як-38. Музейный экспонат.

Из истории создания Як-38

Разработка собственных самолётов с вертикальным взлётом, равно как и создание других вооружений в СССР, проходила на фоне конкуренции с США. Декабрь 1967 года стал стартовым месяцем для разработки нового морского штурмовика Як-36М, когда ЦК КПСС и Совмином было принято соответствующее постановление. Главным конструктором проекта стал талантливый «яковский» авиаконструктор Мордовин Станислав Григорьевич. Первый опытный образец был представлен для испытаний в мае 1970 года. Создание новых экземпляров и испытания продолжались на протяжении двух лет. Ещё 2 года с апреля 1972 по сентябрь 1974 – продолжались государственные лётные испытания, в результате которых самолёт получил разрешение на использование в составе авиагрупп на борту тяжелых авианесущих крейсеров. В серию штурмовик был запущен как Як-38.

Як-38 на палубной стоянке
Як-38 на палубной стоянке

На службе отечеству

Як-38, как и другие самолёты с вертикальным взлётом, нельзя оценить однозначно. Эксперты и аналитики бесконечно спорят о том, чего в этой модели больше: положительного или отрицательного. Попытаемся разобраться в противоречиях.

Всего за период с 1974 по 1989 годы было построено и передано в войска 231 Як-38 нескольких модификаций. Основным местом дислокации были тяжелые авиакрейсера, такие, как «Баку», «Новороссийск», «Киев», «Минск». На фоне гонки вооружений Як-38 выполнял в большей степени роль показателя развития оборонной промышленности советского государства. В многочисленных дальних походах самолёт демонстрировался, не только союзникам. Моряки США были свидетелями эффектных взлётов и маневров «вертикалки».

Второй жирный плюс самолёта Як-38 – это опыт, который получили конструкторы при разработке и дальнейшей доработке модели. Он служил своеобразной испытательной площадкой, ведь с середины 70-х конструкторы активно работали над новой моделью – Як-141. В свободном доступе можно найти информацию о том, что документы по Як-38 и 141 были проданы США в 1995 году. С огромной долей вероятности можно утверждать, что отечественный самолёт стал прародителем американского F-35B, который до настоящего времени благополучно выпускается и стоит на вооружении американской армии и других стран НАТО.

Як-38 обладает передовой катапультирующей установкой. При отказе какой-либо системы у пилота нет времени на оценку ситуации и принятие решения о катапультировании. За него решение принимала автоматика.

Теперь о «тёмной» стороне Як-38:

- высокая аварийность. Возмущения воздушных потоков от подъёмных двигателей могут быть непредсказуемым и зависят от множества факторов (боковой ветер, температура и влажность воздуха, рельеф и материал покрытия на месте взлёта-посадки). С одной стороны, пилоты гордились возможностью лететь на таком штурмовике, с другой – боялись, т.к. это очень большой риск. Благодаря системе катапультирования при огромном количестве аварий за всё время эксплуатации погибло всего 8 пилотов. Именно высокая аварийность стала основной причиной запрета в 1991 году использования самолёта;

- дороговизна эксплуатации и обслуживания. Як-38. Сложная конструкция двигателей и системы управления нуждались в постоянном контроле. Ресурс самолёта 500 часов с капитальным ремонтом через каждые 200 часов полётов;

- небольшой радиус полётов. Для осуществления вертикального взлёта и посадки Як-38 тратил значительное количество топлива, хотя он имел возможность взлетать и приземляться «по самолётному»;

- отсутствие РЛС и слабое вооружение. На четырёх наружных балочных держателях под крылом Як-38 мог иметь вооружение весом не более 1 тонны. В разных вариациях использовались: до 4-х пушек калибром 23 мм, управляемые ракеты Р-60М, Х-23М (РМ) (малой дальности), неуправляемые ракеты в блоках С-5, С-8, С-24Б (БНК), несколько видов бомб.

Оценивая все «минусы» Як-38 в совокупности можно утверждать о малой боевой эффективности самолёта, который в итоге уступал не только зарубежным аналогам, но даже палубному вертолёту Ка-29.

Взлёт с палубы Як-38
Взлёт с палубы Як-38

Есть ли будущее у самолётов с вертикальным взлётом?

Как указывалось, США успешно строят и используют в боевых условиях свой F-35B. Это показатель того, что технология не утратила своей актуальности. Хотя среди специалистов бытуем мнение, что это больше коммерческий проект, чем военный. Не стоит списывать со счетов Як-141, которому был доступен сверхзвук и совершенно иные возможности. Як-38 – продукт своего времени. Все его отрицательные качества следует воспринимать исключительно как недоработку.

С 2017 года российскими конструкторами ведутся работы по разработке современного самолёта, который будет иметь функции короткого или вертикального взлёта-посадки. До запуска в серию отводится 7-10 лет. Таким образом, мы можем стать свидетелями появления палубного штурмовика нового поколения.

Як-38 и Як-141
Як-38 и Як-141

Первоисточник статьи ТУТ.

Вам обязательно понравятся статьи:

Бомбардировщик США B-1B Lancer, или печальная судьба "блондинки"...

Истребитель будущего – Су-57

Обновленный вертолёт Ми-8АМТШ-ВН выходит в серию

Ми-28НЭ «Ночной охотник» - чем оснащен вертолет?

Ударный «Аллигатор». Противоречивые достижения и перспективы вертолёта Ка-52

Ка-50 "Черная Акула". Вертолет - Легенда! Википедия ВРЁТ!

Ка-50 "Черная Акула". Летчики не умирают...