«Ленинский Комсомол» - атомная субмарина СССР №1

1 August 2020
3k full reads
3 min.
4,1k story viewsUnique page visitors
3k read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time

С окончанием II мировой войны для советского государства начался очень непростой исторический этап. В сложнейшей экономической обстановке, когда необходимо было поднимать из руин страну, приходилось предпринимать шаги для сдерживания новой угрозы – военного и политического господствования США в мире. Для Советского Союза принципиально важно было доказать, что коммунистический строй более прогрессивен, чем капиталистический. Именно поэтому так важно было в каждом начинании быть непременно первыми. Американцам первыми удалось спустить на воду атомную субмарину – «Наутилус» и пронырнуть подо льдами северного ледовитого океана, пройдя под условной точкой Северного полюса. Советский союз обязан был превзойти достижение американцев и сделал это благодаря построенной атомной подлодке К-3 и героизму её экипажа.

1-я советская АПЛ
1-я советская АПЛ
1-я советская АПЛ

История создания

Советские инженеры работали над проектом АПЛ с 1952 года – с того момента, как 9 сентября И.В. Сталиным был подписан соответствующий указ о проектировании и создании объекта №627. Первенство США в создании подводных атомоходов обусловлено тем, что они использовали проекты уже готовые – ранее разработанных лодок, заменив в них дизель-электрические двигатели на атомные. Отечественные инженеры-проектировщики под руководством Владимира Николаевича Перегудова создавали абсолютно новое судно, для которого готовилось два варианта атомных реакторов. В последствии «К-3» была снабжена водо-водяным реактором, а её последовательница «К-27» - более прогрессивным жидкометаллическим теплоносителем в первом корпусе.

Строительство «Ленинского Комсомола» начали в сентябре 1955 года, а окончили в середине августа 1957-го. Создание новой лодки в столь рекордные сроки не могло не отразиться на её качественном состоянии. АПЛ оказалась очень «сырой» и начиная с момента спуска на воду почти постоянно доделывалась и ремонтировалась. Одним из главных факторов, обеспечивших живучесть подводного корабля стал высокопрофессиональный состав экипажа.

Первая советская АПЛ должна была нести на борту, как это модно говорить сегодня, - оружие «судного дня». Первоначально лодка проектировалась как носитель сорокатонной одиночной торпеды «Т-15», несущей термоядерный заряд для удара по береговым целям. Однако, учитывая, что для запуска торпеды необходимо было подойти менее чем на 50 километров к берегу, от такого вооружения решили отказаться. США установили береговую защиту способную обнаруживать подводные лодки на удалении не мене 100 километров от берега. В результате субмарина была оборудована обычными торпедными аппаратами, но, 6 торпед всё же имели ядерный заряд мощностью по 15 килотонн.

АПЛ «Ленинский Комсомол»
АПЛ «Ленинский Комсомол»
АПЛ «Ленинский Комсомол»

Вернёмся к рекордам

«Ленинский Комсомол» задумывался и строился с целью превзойти американскую АПЛ. Пусть и незначительным, но превосходством отечественной модели стала её скорость – на 5 узлов больше конкурента и составляла 28 узлов.

Главное соревнование подводников развернулось в Северном ледовитом океане. Если американцам удалось проплыть под льдами и пересечь условную ось Северного полюса, то советским подводникам не оставалось ничего иного, как совершить всплытие в столь экстремальных условиях.

Несмотря на многочисленные поломки и наличие более современных АПЛ, в поход к Северному полюсу решили отправить именно «К-3». В июле лодка с экипажем во главе с командиром Львом Жильцовым направилась в опасный поход. В пути следования не обошлось без поломок, которые быстро ликвидировались командой. Наибольшую угрозу представляли трещины в корпусе рубашки охлаждения реактора, через которые протекала радиоактивная вода. Реактор работал не более чем на 60% мощности. 17.07.1962 лодка достигла, дважды пересекла точку Северного полюса и, выбрав полынью достаточного размера, совершила всплытие. Матросы-подводники водрузили флаг СССР, сфотографировались на фоне бескрайних льдов и направились к родным берегам, где командира лодки и командира ЭМЧ уже ждали золотые звёзды Героев Советского Союза. Высокие награды получили все без исключения члены экипажа.

Поход «Ленинского Комсомола» действительно был героическим. Любая авария могла стать последней, а шансов на спасение не было. Все члены экипажа получили существенную дозу радиоактивного облучения, т.к. по общему решению зараженный воздух из моторного отсека прокачивался через все отсеки.

Экипаж АПЛ на Северном полюсе
Экипаж АПЛ на Северном полюсе
Экипаж АПЛ на Северном полюсе

«К-3» как живая история

Несмотря на технологическое несовершенство, многочисленные аварии, в том числе с жертвами среди экипажа, «К-3» находилась в строю до 1991 года. Предложение об утилизации первой АПЛ было очень быстро пересмотрено и специалистами конструкторского бюро «Малахит» подготовлен проект создания плавучего музея. В настоящее время лодка прошла подготовительные процедуры и ожидает финансирования. Мы с вами имеем уникальную возможность когда-нибудь побывать на борту прославленной советской субмарины. ПЛ «Ленинский Комсомол»

Масштабная модель «К-3»
Масштабная модель «К-3»
Масштабная модель «К-3»

Оригинал взят с сайте Big-war.ru

Вам понравится:

Авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» - не сбывшаяся надежда императорской Японии получить мировое господство в море

«Акула» - подводная лодка, которая остудила пыл желающих пересмотреть результаты Великой отечественной войны

Самая засекреченная подводная лодка США - SSN-22 Connecticut

МОЗГ подводной лодки SeaWolf. Об этом не расскажут

Чем на самом деле был "Адмирал Кузнецов" ?