Ту-95МС и В-52 – «старички, способные дать жару».

21 November 2020

Уже больше полувека стратегические ракетоносцы наводят страх и ужас на «потенциального противника».

Ту-95МС
Ту-95МС

6 ноября над Японским морем совершили полет два ракетных бомбардировщика ВКС РФ Ту-95МС. Об этом было сообщено представителями Министерства обороны России.

Они пояснили, что дежурный полет длился более восьми часов в рамках плановых полетов. Такие полеты совершаются в регулярном режиме и проходят в нейтральном воздушном пространстве над Арктикой, Северной Атлантикой, Черным морем, Балтикой и Тихом океане. На определенных отметках маршрута к стратегам добавляется группа из истребителей Су-35С для отработки совместных действий.

Данное событие было отмечено журналистами из The National Interest, которые в своей статье отметили, что полеты российских стратегических ракетоносцев могут привести к тому, что они станут «зачинщиками» ядерной войны. «Бомбардировщики, которые являются ключевым элементом ядерной триады России, были модернизированы и теперь оснащены новейшими крылатыми ракетами Х-101. А зачем усовершенствовать самолет, которому уже более полувека и устанавливать на него смертельное оружие, если его не собираются использовать по прямому назначению?» - задают вопрос американские журналисты.

Хочется напомнить авторам статьи, что Ту-95, или как его «ласково» называют Медведь, это всего лишь адекватный ответ на возможности американского стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortess (воздушная крепость). Впрочем, американцы считают, что «крепость» возникла из-за того, что у русских появился девяносто пятый. Однако факты утверждают совершенно обратное.

История противостояния двух «стратегов» началась после окончания второй мировой войны. Появление ядерного оружия у США, а затем СССР, заставило военных задуматься о способе его доставки на территорию противника. Ракеты того времени не имели мощности, способной достичь «чужих берегов».

Первыми кто справился с поставленной задачей стали авиаконструкторы США. Прототип В-52 впервые отправился в испытательный полет в 1948 году. Компания Boeing в жестокой конкурентной схватке с компаниями Douglas и Convair смогли собрать машину, основой для которой стал фронтовой бомбардировщик В-17, совершавший налеты на немецкие города во время войны. Что любопытно, в проектировании пятьдесят второго приняли активное участие бывшие нацистские авиаконструкторы, сумевшие найти теплое местечко у американцев. Именно Фогт и Гетерт настояли на использовании удлиненного крыла со стреловидной формой, на которых разместили двигатели в выносных гондолах.

В-52
В-52

Не прошло и года после испытательного полета прототипа, как В-52 стали выпускаться в серийном порядке.

Самолет настолько впечатлил администрацию Пентагона, особенно его восьмерка двигателей, которые способны были разогнать машину до рекордной на тот момент скорости в 910 км/ч, что финансирование проекта было заложено в военный бюджет на семь лет вперед.

В 1955 году прошла первая модернизация американского стратега. В-52В стал способен забираться на высоту 16 км, при этом преодолеть 15 тысяч км расстояния. Ни одно ПВО мира не было способно в то время «достать» «воздушную крепость». Это очень сильно не устраивало руководство Советского Союза.

Разведка доносила, что американцы могут решиться использовать В-52 для нанесения ядерного удара по СССР. Вспыхнувшая в 1949 году Корейская война показала, что «апокалипсис для русских» уже близок. Сталин потребовал к 1954 году любой ценой создать стратегический бомбардировщик, способный доставить ядерное оружие в воздушное пространство США.

Средств для этого не жалели. Два конструкторских бюро – Туполева и Мясищева, взялись за дело. И уже в 1952 году в небе появился прототип Ту-95-1. Даже на этой стадии машина имела впечатляющую скорость в 860 км/ч. Надо отметить, что многие узлы самолета были «позаимствованы» конструкторами у более старшего «поколения» коим являлся бомбардировщик этого же КБ Ту-85.

Правительство страны настаивало на том, чтобы стратег получил реактивные двигатели. Однако Андрей Николаевич Туполев смог убедить руководство оставить винтовые двигатели способные экономить топливо, что позволяет совершать более дальние перелеты. «А скорость дело наживное. Нарастим», - сказал Андрей Николаевич.

В 1955 году появился второй прототип под индексом Ту-95-2, который и пошел в серию.

Технические характеристики двух бомбардировщиков практически были идентичны. Длина самолетов составляла сорок девять метров, высота тринадцать метров у «американца» и двенадцать метров у «русского». Набор высоты был одинаковым и варьировался в пределах 15 км. Вот только дальность полета у «крепости» была на одну тысячу км больше, чем у Медведя. Такие показатели сохранялись на протяжении десятков лет и практически не менялись. Менялась в основном внутренняя начинка стратегов.

У российского модифицированного варианта Ту-95МС появилась новая станция обнаружения воздушных объектов. «Новелла-НВ1.021» с фазированной антенной решеткой следит за воздушным пространством во время полета и может засечь до 50-ти объектов, как в небе, так и на земле.

Ту-95МС
Ту-95МС

Еще одним новшеством в модифицированном Медведе стала кабина СОИ-21, вся информация которой выводится прямо на стекло в режиме «онлайн». Трехмерная карта местности, схемы, карта погоды, навигация все это предстает прямо перед глазами пилотов. Правда подобная кабина стала применяться американцами в В-52 с 2009 года, меняя свои возможности по мере появления новых технологий.

Изменений претерпели и силовые установки Ту-95. Четырехлопостные винты, вращающиеся в противоположных направлениях стали еще более экономичны по сравнению с первыми моделями. А их кооффициент полезного действия приближается к 100%. Единственный минус таких двигателей – сильный гул. Но тут приходится чем-то жертвовать.

Модификация «воздушной крепости» касалась в основном оптико-электронной системы, спутниковой навигации и технологий, дающие способности В-52В лететь на малой высоте в режиме «малозаметности» для радио радаров.

Двигатели американцы особо не трогают. Так получилось, что еще в прошлом веке нашли удачную компоновку двухконтурного «движка», способный «тащить» машину на 15 тысяч км при высоте 12-16 км.

Зато в плане точности «доставки» боезапаса Ту-95МС намного превосходит американского «коллегу». Допустимое отклонение для американца при бомбардировке составляет 80 метров, в то время как «русскому» разрешается отклониться не больше чем на 5 метров. А установленные на Медведь ракеты Х-101 и Х-102 могут достигнуть цели на расстоянии 5 тыс км, а американские АМG-86В преодолеют не более 2,5 тыс км при том же отклонении в 80 метров. Для «иксов» отклонятся запрещено.

Медведь способен загрузить на свой борт до двадцати одной тонны вооружения. А вот на «американца» можно загрузить на десять тонн больше, чем у «русского». Но как говорят спецы, «какая разница сколько тонн прилетит на голову, если все они ядерные».

В общем, два ветерана стратегической авиации вовсе не собираются уходить на заслуженный отдых. И еще не факт, что российский Ту-95МС, как утверждают американские журналисты, спровоцирует ядерную войну. В-52В имеет не меньше шансов на подобное. Впрочем, не дай бог, если «старички соберутся дать жару».

big-war.ru