В Крыму новая находка – истребитель Bell P-39 Airacobra. Именно на таком воевал Александр Покрышкин

15 October

Чёрное море продолжает возвращать артефакты Великой войны. Во второй половине сентября текущего года на протяжении 12 дней продолжалась операция по подъёму со дна Чёрного моря остатков боевого истребителя «Аэрокобра», выпущенного в США и поставленного в СССР по программе ленд-лиза. Точно на таком самолёте с бортовым номером «100» «наводил порядок» в небе над нашей страной известный ас – Александр Покрышкин. Кроме него такими машинами управляли не менее прославленные боевые лётчики РККА Борис и Дмитрий Глинки, Николай Гулаев, Александр Клубов, Григорий Речкалов, Амет-Хан Султан.

А. Покрышкин и его «Аэрокобра»
А. Покрышкин и его «Аэрокобра»

Редкая находка

Чёрное море хранит в себе невероятное количество тайн, часть из которых оно никогда не раскроет. С глубины 150-200 метров начинает нарастать концентрация сероводорода, где полностью отсутствует жизнь. Работать с объектами на дне возможно лишь в прибрежной полосе.

Корпус боевого истребителя был обнаружен ещё три года назад дайверами-любителями. Информация была передана в русское географическое общество, которое совместно с экспедиционным центром МО РФ решили осуществить подъём боевой машины. Надеемся вскоре увидеть «Аэрокобру» в экспозиции какого-нибудь музея.

О поднятом самолёте известно лишь, что это небоевая потеря – он потерпел крушение в результате отказа двигателя во время выполнения пилотом Владимиром Шишкиным учебных полётов в 1945 году в районе села Новофёдоровка Сакского района. Лётчику удалось спастись. Сведения о падении самолёта имеются в архивах. Эта машина была поставлена в СССР по программе «ленд-лиз» из США, принимала участие в освобождении Крыма от фашистских захватчиков, охраняла небо над Ялтой во время проведения знаменитой Ялтинской конференции в том же 1945 году.

Операция по подъёму P-39 у с. Новофёдоровка Крым
Операция по подъёму P-39 у с. Новофёдоровка Крым

Уникальный истребитель

Разработка и доработка нового истребителя P-39 компанией «Белл Эркрафт Корпорэйшн» (США) продолжались в период с 1935 по 1939 годы. Изначально самолёт имел индекс «XP-39», его взлётный вес был в около 2,5-2,6 т., а максимальная скорость составила 628 км/ч. К концу 1939 года в результате последних модификаций истребитель получил двигатель V-1710-39 «Эллисон» мощностью 1090 л.с. и стал тяжелее на 100 кг, что повлекло незначительное снижение максимальной скорости и скорости набора высоты. По типу конструкции Р-39 это одномоторный цельнометаллический одноместный моноплан с низко расположенным крылом. Шасси – трёхточечное.

«Аэрокобра» стал самолётом уникальным в связи с инновационной компоновкой. Конструкторы разместили двигатель в центральной части фюзеляжа за спиной пилота. Крутящий момент от коленчатого вала передавался на винт посредством двуставочного карданного вала, проходящего между ног пилота. Подобная компоновка предполагала совершенно иную развесовку самолёта, улучшенную маневренность и обзорность из-за укороченного корпуса перед кабиной. Обшивка корпуса самолёта была изготовлена в виде съёмных панелей, что позволяло в случае ремонта или обслуживания без труда добраться до любых элементов двигателя или оружия.

Операция по подъёму P-39 у с. Новофёдоровка Крым
Операция по подъёму P-39 у с. Новофёдоровка Крым

Мощное вооружение «Аэрокобры» представлено:

- пушкой 37-мм пушка M4 (30 снарядов) или пушка 20 мм HS-404 (60 снарядов);

- пулемётами (2 или 4) 12,7-мм «Браунинг» М2 (боезапас 200—270 патронов на каждый).

Конструкторы Р-39 предложили частичное бронирование кабины и моторного отсека в пределах массы, которая не повлияла на лётные характеристики: 92 кг. металлоброни и 27 кг. бронестекла. Лобовое стекло кабины имело толщину 37 мм, а заднее – 63 мм. Бронеплитами 6,5 мм закрыт двигатель впереди и сзади.

Р-39 в мемориально-историческом парке-музее «Патриот» Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина
Р-39 в мемориально-историческом парке-музее «Патриот» Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина

Что не так с «Аэрокоброй»

Bell P-39 Airacobra – самолёт интересный с уникальными качествами с одной стороны и противоречивыми решениями с другой. В сети можно найти информацию о том, что отзывы пилотов часто отличались диаметральной противоположностью. Обращать внимание на высказывания типа «Покрышкин выбрал себе американский самолёт, т.к. наши были хуже» не стоит, т.к. в условиях военного времени, конечно, пилотам не приходилось выбирать боевые машины. Чем снабдили эскадрилью, на том и летали.

В чём же противоречивость и неоднозначность оценок самолёта? К сведению, один из самых больших «потребителей» ленд-лиза – Великобритания, отказалась от Р-39, т.к. пилоты не желали летать на нах и для этого были причины.

Во-первых, расположение двигателя за спиной пилота, хотя и защищало его от атак сзади, но приносило определённые сложности в пилотировании. Обучившись управлять переднемоторными самолётами пилотам приходилось практически переучиваться, т.к. поведение самолёта в воздухе кардинально отличалось. Те, кто привыкли – добивались хороших результатов. Часто пилоты не могли вывести самолёт из штопора и погибали.

Во-вторых, удобная и эргономичная кабина не позволяла пилоту без сложностей покинуть подбитый самолёт. Виной тому двери «автомобильного» типа. При попытке покинуть кабину падающего самолёта пилоту необходимо было преодолеть немалое сопротивление воздуха снаружи, а затем попытаться не получить повреждений от хвостового оперения.

В-третьих, - большой вес. Имеются сведения, что пилоты отказывались от части вооружения, как правило пары пулемётов, в угоду маневренности. Александр Покрышкин стал автором интересной доработки самолёта. Он предложил синхронизировать пушку с пулемётом, что значительно улучшило боевые показатели.

Чем действительно восхищались пилоты в «Белочке» (так называли самолёт по названию фирмы-производителя), так это качеством связи радиостанции – говорили, как будто по телефону.

Всего СССР получило от США 4,5 тыс. самолётов Bell P-39 Airacobra и они внесли свой неоценимый вклад в Великую Победу.

Музейный экземпляр Bell P-39 Airacobra в США
Музейный экземпляр Bell P-39 Airacobra в США

Подписывайтесь на канал, оставляйте свои комментарии и обязательно посетите наш сайт.