Геннадий Ялович: трудная судьба «неудобного» артиста

31.07.2018

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Трудно представить себе советский кинематограф без Геннадия Яловича, который был не только прекрасным актером, но и режиссером, педагогом.

Увы, как и многие талантливые люди послевоенного времени, он вынужден был отстаивать свое право на творчество и неоднократно буквально ходил по лезвию ножа.

Со своим другом и однокурсником Владимиром Высоцким они часто шутили на тему, кого из них «возьмут» первым. Но в каждой шутке была доля правды, особенно в тот период, когда среди творческой интеллигенции начались обыски и аресты.

Родился Геннадий Ялович в 1937 году, он – коренной москвич. Но судьба распорядилась так, что отца своего он никогда не знал, а в 1942 году потерял мать.

Мальчика воспитали совершенно чужие люди, которым он был благодарен всю свою жизнь. Нестандартная внешность молодого человека, хорошо поставленный голос и определенная дерзость позволили ему без особого труда поступить в школу-студию МХАТ, его сокурсником и лучшим другом стал не менее дерзкий и своенравным Владимир Высоцкий.

На актерском факультете молодые люди не только оттачивали свое мастерство, но и строили планы о том, как создадут собственный театр. В 1964 году им это удалось, но очень скоро проект закрыли как неблагонадежный с идеологической точки зрения.

Тем не менее, Геннадий Ялович продолжал искать варианты и пробовать сделать что-то свое. Он оказался талантливым организатором и за свою жизнь успел с нуля создать еще два театра – «Мечтатель» и «Альбом».

Оба они также были принудительно закрыты. Причем, сам Ялович чуть было не угодил на нары, так как считался антисоциальным элементом из-за своего свободолюбия.

Еще в студенческие годы Геннадий Ялович активно участвовал не только в работе «мхатовской» творческой мастерской, но и подрабатывал в театре.

Еще в подростковом возрасте он сыграл свою первую роль в фильме «Аттестат зрелости» и мечтал вновь вернуться на съемочную площадку. Однако удалось это сделать лишь после окончания учебы, в 1960 году – молодой актер получил роль в фильме «Начало века».

Он никогда не блистал как главный герой, но считался признанным мастером эпизода, украсив такие картины как «Москва слезам не верит», «Кин-дза-дза», «Приключения электроника», «Усатый нянь», «Афоня», «Трест, который лопнул».

Друзья актера отмечали , что его энергии хватило бы на десять театров и несколько съемочных площадок.

И это была правда, так как помимо работы Геннадий Ялович успел окончить аспирантуру и стать преподавателем. К студентам он был строг, но те, кто у него учился, впоследствии благодарили мастера сцены за науку.

Кроме этого, под влиянием Владимира Высоцкого Ялович пробовал себя на эстраде. Но не в качестве исполнителя, а в качестве постановщика концертных номеров.

Это стало для него отдушиной, ведь многие спектакли, которые он ставил как режиссер, были запрещены к показу.

Свою личную жизнь Геннадий Ялович не афишировал, поэтому даже друзья не знали, есть ли у актера близкий человек. Он никогда не был женат, отшучиваясь, что его избранница – Мельпомена.

И после того, как попал в 1991 году с инфарктом в больницу, никто не сидел ночами возле его постели. А беспокоиться было отчего, так как за несколько суток актер перенес 14 клинических смертей.

Но он не только остался жив, но и смог вернуться к любимому занятию. Правда, его театр «Альбом» был закрыт, что и послужило во многом причиной инфаркта.

Однако талантливый актер и режиссер в очередной раз нашел в себе силы начать все заново и возглавит театр «Товарищество артистов МХАТ», в котором работал до самой смерти.

Очередной инфаркт в марте 2002 года вновь отправил Геннадия Яловича на больничную койку. Оправиться он уже не смог. По настоянию друзей прах артиста кремировали и похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

© Biografia.Ru, 2018 г.