Как внучка Романовых стала законодательницей мировой моды

3 июля 1895 года в семье Романовых – Великого князя Александра Михайловича, внука Николая I, и Великой княгини Ксении Александровны, дочери Александра III и сестры Николая II, родилась первая и единственная дочка, которая принесла огромное счастье родителям.

Девочку нарекли Ириной. По происхождению она приходилась внучкой императору Александру III и правнучкой императору Николаю I.

Она получила воспитание и образование, подобающее ее высокому статусу, и родители мечтали, чтобы она составила блестящую партию с достойным заграничным принцем.

Однако же судьба распорядилась иначе: юная княгиня – сама нежность и скромность, образец целомудрия, как ее описывали современники, – стала невестой одного из самых развратных женихов Российской империи – князя Феликса Юсупова.

Феликс Юсупов происходил из древнего знатного рода. На конец XIX века Юсуповы превосходили по своему достатку даже царствующую семью Романовых: их годовой доход составлял 10 млн рублей, что по тем временам было просто немыслимой суммой.

Роскошные дворцы, огромные поместья, картины великих художников и самая богатая в России коллекция драгоценностей – все это должно было перейти к князю Феликсу. После смерти старшего брата на дуэли Феликс стал единственным наследником всего этого колоссального состояния.

Разумеется, он был одним из самых завидных женихов в Петербурге, но многих родителей достойных невест отпугивала его скандальная репутация в обществе.

С детства пресыщенный роскошью, князь был склонен к самым эпатажным развлечениям, шокировавшим высший свет. В Петербурге никогда не утихали сплетни о его очередных скандальных выходках.

Князь был очень красив, имел непревзойденный актерский талант и обожал розыгрыши с переодеваниями в женские наряды. Его неоднократно замечали в женском обличье в ресторанах, кабаре, причем, зачастую в качестве не зрителя, а артиста на сцене.

Такое поведение дало повод для многочисленных сплетен о его «нетрадиционной ориентации».

Можно себе представить, каков был шок высшего общества, когда объявили о помолвке князя Феликса с Ириной Романовой. Втайне этот брак называли «союз порока и невинности».

Между тем, судя по мемуарам Феликса Юсупова, он искренне любил свою невесту и был счастлив, когда ее отец заговорил с его семьей на предмет возможного союза.

Он записал в своем дневнике, что княгиня Ирина со временем стала ослепительно прекрасной барышней, а ее аристократическая сдержанность и скромность выгодно отличали ее от «великосветских пустышек», коих презирал князь.

Свадьба Юсупова и Романовой была очень пышной. В качестве почетных гостей на ней присутствовала вся императорская семья, сам Николай II лично благословил невесту на брак.

Отец преподнес Ирине в подарок свадебную фату восхитительной красоты, которую надевала на венчание французская императрица Мария-Антуанетта. Все помнили ее печальную судьбу и перешептывались о дурном предзнаменовании. Позже Ирине еще не раз придется убедится в правоте этих слов.

Поначалу их семейная жизнь складывалась вполне благополучно: родилась дочка, которую назвали в честь матери Ириной, муж остепенился и перестал участвовать в скандальных «шоу».

Но переломным в их судьбе стал день, когда был убит Распутин. Феликс Юсупов принял в этом самое активное участие, после чего их семья попала в опалу царя. После Октябрьской революции Юсуповым не удалось сохранить богатство их семьи, в спешке они были вынуждены покинуть Россию.

Все, что им удалось захватить с собой, – это лишь небольшая часть фамильных драгоценностей и пара картин Рембрандта. Они обосновались в Париже, купили небольшой дом, но вести роскошную жизнь, как прежде, они уже не могли.

На продаже драгоценностей долго просуществовать было нельзя, и тогда супруги задумали заняться бизнесом. У них был тонкий аристократический вкус, они прекрасно разбирались в моде, поэтому решили на остатки денег открыть в Париже модный дом – в ту пору это было очень популярно.

Назвали его своими именами – «ИрФе» («IRFE»). В «ИрФе» работали все русские дворянки, сбежавшие из революционной России: они были и портными, и вышивальщицами, и манекенщицами.

В «ИрФе» выпускались модели роскошных платьев (с дорогой вышивкой, кружевом, украшениями) – так сказать, с настоящим русским размахом. Высокие цены на платья и полное отсутствие рекламы привели к тому, что покупателей в салоне не было.

Юсуповы ничего не понимали в бизнесе, полагаясь исключительно на собственное видение прекрасного. Но напористость Ирины в итоге сделала свое дело: она без приглашения привела своих манекенщиц на модный показ в отеле «Риц», где ее платья произвели фурор.

А слух о том, что основателем модного дома является убийца самого Распутина, стал лучшей рекламой. Богатые клиентки спешили приобрести платье от Юсуповых, и бизнес пошел в гору.

1920-е годы стали периодом расцвета юсуповской моды в Париже. Ирина даже выпустила собственные духи под логотипом «ИрФе» – они пользовались огромной популярностью.

Но пришли 1930-е, а вместе с ними – Великая депрессия. Из-за мирового экономического кризиса число богатых клиентов у дома «ИрФе» существенно сократилось, люди стремились покупать более практичные и недорогие модели. В итоге в 1931 году Ирина Юсупова официально объявила о закрытии своего модного дома.

Легендарный Модный дом «IRFE» вновь возродился в 2008 году – новую жизнь в него вдохнула русская модель Ольга Сорокина, которая стала его креативным директором. И сегодня в Париже снова можно приобрести свое платье от тех самых Юсуповых…

© Biografia.Ru, 2018 г.