1531 subscriber

Что такое CV, резюме и мотивационное письмо?

Что такое CV, резюме и мотивационное письмо?

Где бы вы не нашли вакансию или стажировку своей мечты, вам обязательно понадобится резюме или CV, а в некоторых случаях еще и мотивационное письмо. Что это такое и с чем их едят? Рассказываем в последнем инстанте спецпроекта «Биолог на перепутье»!

Для начала разберемся в терминологии. CV (от латинского Curriculum vitae) — это научное резюме, не ограниченное по размеру, но имеющее структуру. Обычное резюме — это краткое (не более 2-х страниц) описание ваших успехов. Кстати, если у вас был большой научный опыт, но вы перешли в индустрию, у вас может быть два файла: вполне уместно из резюме сослаться на CV. Наличие или отсутствие фотографии в резюме определяется нормами, принятыми в конкретной стране и отрасли. В большинстве стран, включая нашу, требования к наличию или отсутствию фотографий нет, в Германии фото предпочитают добавлять, а в некоторых странах это, наоборот, почти запрещено! Считается, что при наличии фотографии рекрутеру проще сделать субъективный выбор на этапе первичного отбора, вместо того, чтобы сухо оценивать факты и обращать внимание на опыт и достижения.

Мотивационное письмо — это то, что вы пишете конкретному работодателю или жюри конкурса, поясняя, почему выбрать нужно именно вас. Мотивационное письмо, если не оговорено иного, как правило не должно занимать более одной страницы.

Curriculum vitae

Составляя CV, вы можете воспользоваться как выложенными в сети шаблонами и сервисами, так и попросить CV у своих более опытных коллег. Давайте посмотрим на те пункты, которые должны обязательно присутствовать в CV. Да, кстати, этот документ как правило пишется на английском, даже если вы собираетесь отправить его в российскую лабораторию! Фотографии в CV обычно нет.

  • Заголовок. Да, так и пишете, Curriculum vitae
  • Ваши ФИО, контакты, владение языками (можно с указанием уровня).
  • Образование (если вы в самом начале карьеры и мест работы у вас еще нет, то с этого пункта следует начать, но по ходу приобретения опыта начинать стоит с указания мест работы, а образование поставить после них). Здесь вы можете указать не только ВУЗ, факультет, кафедру и годы обучения, но и тему вашей дипломной работы и, если уже есть, кандидатской диссертации.
  • Места работы. Старайтесь не повторяться с пунктом про образование, укажите свою должность и кратко (пара предложений!) то, чем вы занимались или продолжаете заниматься. Например, “изучал такие-то процессы в таких-то моделях в рамках такого-то проекта”. Обязательно укажите, если у вас есть опыт руководства собственным грантом.
  • Стажировки и тренинги. Напишите все стажировки и тренинги, которые вы посещали. Нужно отметить место, примерную дату, город и страну. Если есть желание, кратко укажите, чему вы научились. Если стажировок много или все и так понятно из названия, то можно не указывать. Стажировка — это хотя бы неделя, а обычно месяц и более. Тренинг — это короткая программа, например, 1-3 дня.
  • Профессиональные интересы и навыки. Казалось бы, а о чем были все предыдущие пункты? Но в этом разделе вы можете указать как те области, в которых у вас уже есть опыт, так и те, которыми вы скорее хотели бы заниматься. Кроме того, вы можете перечислить методы, которыми владеете. Например, “культивирование клеток млекопитающих, проточная цитометрия, вестерн-блоттинг” и так далее.
  • Премии, гранты, награды. Не упускайте шанса похвастаться тем, что вы уже чего-то достигли! Вы можете указать премии и награды для студентов (даже повышенную стипендию!), получение вами грантов или успешный отбор вас в программу для молодых ученых, ваш красный диплом или сертификат, подтверждающий уровень владения языком.
  • Публикации, конференции. Как оценивают ученого? В основном, по публикациям. Оформите список ваших публикаций; как правило, более свежие идут в начале. Оформить всё нужно единообразно: как оформляют список литературы в статье или в диссертации (не обязательно вашей), с указанием всех библиографических данных и идентификатора DOI. Вы также можете добавить информацию об импакт-факторе и квартиле журнала, если ваши публикации хорошие. После статей можно отметить участие в конференциях и указать, делали ли вы там постерную презентацию или устный доклад. Укажите тему выступления, соавторов, какой был формат презентации, что это было за мероприятие и когда оно проходило.
  • Рекомендации. В конце CV принято указывать контакты 2-3 человек, которые могут за вас поручиться. Правила хорошего тона предполагают спросить этих людей, можно ли указать их контакты в качестве рекомендаций. Вы удивитесь, но вам могут и отказать: иногда бывший научный руководитель или коллега остается недоволен сотрудничеством, и может прямо об этом сказать. Старайтесь указать людей из разных организаций, а если это возможно, то также включить иностранного коллегу.

Резюме

Резюме — это краткое описание основных мест вашей работы, должностей, навыков и образования для будущего работодателя. По сути резюме — это как визитка, быстрого взгляда на которую должно быть достаточно, чтобы захотеть позвать вас на собеседование (или нет). Шаблонов резюме в интернете можно найти великое множество, просто выбирайте по душе. Кстати, в отличие от CV, резюме обычно правят под конкретную вакансию: бывает, нужно выделить те качества, которые актуальны именно для этой позиции и, наоборот, удалить нерелевантный опыт, чтобы не путать рекрутера или будущего коллегу.

Что обязательно должно быть в резюме?

  • ФИО и контакты. Тут всё ясно, можно также указать ссылку на рабочую соц. сеть или иной ресурс, где хранится более подробная информация о ваших рабочих достижениях. Можно добавить ссылку на CV.
  • Ключевые навыки и умения. Чтобы привлечь внимание к тому, в чем вы особенно хороши, вы можете вынести несколько важных качеств в отдельный блок.
  • Текущая / последняя позиция. Напишите название компании, вашу позицию, период времени, который вы на ней работаете, и ваши основные должностные обязанности. Старайтесь исходить из результатов и желательно выражать их в цифрах или иных измеримых величинах: “сделал и добился” звучит лучше, чем “делал и пытался”.
  • Предыдущие позиции. В принципе, всё то же самое, что и про текущую, только покороче, хронология обратная — от настоящего времени к прошлому.
  • Образование. Всё главное о вашем образовании. Вуз, специальность, ученая степень, годы учебы. Тему диплома или диссертации указывать не нужно.

Начинающие специалисты часто уверены, что им совсем нечего написать в резюме. Не поддавайтесь панике, опишите методы, с которыми вы работали самостоятельно, и проекты, в которых принимали участие. Не может же быть такого, что вы, например, год ежедневно работали в лаборатории и совсем ничего не сделали? Наверняка вы ставили эксперименты, обсчитывали данные, анализировали литературу и писали отчет (курсовую). Главное, что с одной стороны вы не должны преуменьшать свои достижения, а с другой — не похвастаться тем, о чем на самом деле едва слышали. Если на собеседовании окажется, что ваш excellent english — это на самом деле уровень В1, то рекрутер логично подумает, что всё остальное вы приукрасили тоже. Так что мы рекомендуем писать правду, но только без лишней скромности.

Мотивационное письмо

Мотивационное письмо (cover letter) — это, по-сути, ответ на вопрос “почему я”, который пишется от первого лица. Его объем ограничен 1-2 страницами. Лучше уложиться в 2-4 абзаца и одну страницу для программ, стажировок, конференций и конкурсов. Помните, что мотивационное письмо пишете не вы один, а значит организационный комитет имеет минимум сотню-другую документов, которые надо прочесть и оценить. Если вы пишете конкретному профессору, то можно (но не обязательно) быть чуть более многословным, но превышать объем в два листа мы бы всё равно не советовали.

Перед тем, как садиться писать мотивационное письмо, перечитайте еще раз правила конкурса / описание позиции / сайт конференции или стажировки. Как правило, там можно найти “портрет” идеального соискателя, и вы должны показать, что ему соответствуете.

Мотивационные письма все пишут по разному, но я, мои друзья и коллеги чаще всего пользовались примерно такой структурой:

  • Бланк организации или красивая «шапка» с контактами;
  • Обращение к тем, кому вы пишете;
  • Уточнение, кто вы и на какую позицию или программу подаете заявку;
  • Краткая информация о вашем образовании или научной работе: здесь важно указать наиболее релевантные достижения и профессиональные интересы;
  • Помогите читателю сделать выбор в вашу пользу: напишите о целесообразности вашего участия. Какой результат вы ожидаете от конференции или стажировки, почему вы соответствуете критериям отбора, как это мероприятие может повлиять на вашу жизнь (например, “Я заканчиваю обучение и нахожусь в поиске лаборатории для аспирантуры. На конференции я собираюсь познакомиться с известными профессорами в той области, в которой мне бы хотелось продолжать работу”). В случае заявки на какую-то конкретную позицию — всё то же самое, почему для вас важна именно эта тема, именно эта лаборатория или организация, чего вы надеетесь достичь.
  • Многие молодежные программы и стажировки также проводят конкурс на компенсацию расходов: регистрационных взносов, билетов или жилья. Если вы на него претендуете, укажите это в конце письма и поясните, почему материальна помощь нужна именно вам. Например, “Стажировка проходит в Австралии, а билеты туда очень дорогие и равны моему доходу за 2 месяца” или же “Я только заканчиваю обучение, и у меня пока нет стабильной работы, а моя лаборатория в этом году не имеет больших грантов и готова оплатить мне только регистрационный взнос”.

Напоследок дадим банальный, но все равно ценный совет: старайтесь не допускать орфографических и пунктуационных ошибок. Попросите друзей или знакомых прочитать ваше резюме, спросите, какое у них сложилось впечатление, всё ли им понятно. Они же могут заметить опечатки и неточности, которые упустили вы.

Больше советов новоиспеченным ученым вы найдете в нашей статье «Биолог на перепутье»: практические советы студентам и аспирантам.