дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

BIS ART GALLERY про самые громкие кражи в мире искусства

2 February 2019

За последнюю неделю несколько странную кражу картины "Ай-Петри. Крым" Архипа Куинджи в Третьяковской галерее обсудил, пожалуй, любой хоть немного интересующийся искусством человек. В результате лента СМИ на этой неделе пестрила публикациями о самых громких кражах произведений искусств. BIS ART GALLERY решили не отставать, и наш коллектив составил топ-3 самых громких раскрытых краж.

Кадр из кинофильма "Афера Томаса Крауна" (1999)
Кадр из кинофильма "Афера Томаса Крауна" (1999)

1. "... вы - Джоконда, которую надо украсть! И украли".

Это знаменитые строки В.В. Маяковского из его небезысвестной поэмы "Облако в штанах", в которых он ссылался на кражу "Моны Лизы" из Лувра в 1911 году.

22 августа 1911 года в 13 часов дня, когда музей открыл свои двери для посетителей, сотрудники музея обнаружили пропажу "Джоконды" Леонардо да Винчи. Полиция начала поиски незамедлительно: на следующие сутки она раздавала на улицах Парижа 6,5 тысяч экземпляров фотографий украденной картины, чтобы жители могли ознакомиться с ней. Журналы предлагали 45000 франков за возврат национального достояния. Время шло, но "Джоконда" нигде не появлялась.

Лувр, 1911. На пустующей стене должна была висеть "Мона Лиза".
Лувр, 1911. На пустующей стене должна была висеть "Мона Лиза".

Однако в ноябре 1913 года итальянский антиквар Альфредо Джери получает письмо с предложением купить картину да Винчи. Предлагающего человека звали Винченцо Перуджа, который работал стекольщиком в Лувре. В последствии, он говорил полиции, что не крал картину, а возвращал ее, "украденную Наполеоном", на родину. Правда вряд ли Перуджа руководствовался патриотическими мотивами при краже - иначе он не предлагал бы ее купить за полмиллиона франков. Да и вообще это был да Винчи, кто самолично привез "Мону Лизу" во Францию за несколько столетий до рождения Наполеона.

Тем не менее, так или иначе эта кража принесла огромную славу "Моне Лизе" среди обывателей. Шутка ли, полиция в первые же сутки раздала 6,5 тысяч копий фотографий работы, и это в 1911 году, когда самыми активными СМИ были газеты и журналы. А вот что бы было с узнаваемостью картины да Винчи в наш век инстаграма...

Теперь "Мона Лиза" находится под круглосуточным видео наблюдением и охраной и еще за пуленепробиваемым стеклом, ведь в нее и стрелять пытались, и кислотой облить.
Теперь "Мона Лиза" находится под круглосуточным видео наблюдением и охраной и еще за пуленепробиваемым стеклом, ведь в нее и стрелять пытались, и кислотой облить.

2. Крики и шок

Норвегия тоже претерпела кражу национального достояния, и не один раз.

12 февраля 1994 года охранники Национального галереи Осло были настолько увлечены церемонией открытия Олимпийских игр в Лиллехаммере, что не заметили двух вошедших в зал, в котором висела самая узнаваемая норвежская картина - "Крик" Эдварда Мунка (вторая версия 1895 года). Злоумышленники ее без усилий сняли со стены (сигнализацию увлеченные Олимпиадой охранники не слышали) и еще оставили издевательскую записку с благодарностью: "Спасибо за плохую охрану". Тем не менее, стена в Национальной галерее пустовала недолго. Через несколько месяцев благодаря усилиям британской полиции, которые притворились коллекционерами, желающими приобрести украденную картину, норвежская полиция вышла на воров.

Пастельная версия 1895 года ушла за 120 млн долларов на аукционе Сотбис в 2012 году. Интересно, за сколько бы ушла украденная версия маслом сегодня?
Пастельная версия 1895 года ушла за 120 млн долларов на аукционе Сотбис в 2012 году. Интересно, за сколько бы ушла украденная версия маслом сегодня?

Но работы Мунка продолжали манить воров на свершение преступления. 22 августа 2004 года вооруженные грабители в масках ворвались в музей Мунка и сняли со стен "Крик" (версия 1910 года) и "Мадонну". Пожалуй, выражение лица на картине "Крик" выражало состояние норвежцев: две кражи за 10 лет их национального достояния. В прессе спекулировали о том, что работы сожгли как улики. Полиция объявила о вознаграждении в 2 млн крон (413 тыс долларов) за информацию о местоположении картин.

В итоге в начале 2006 года начали судить трех обвиняемых в краже работ Мунка. Преступники получили от 4 до 8 лет тюремного заключения. "Крик" и "Мадонна" нашлись с повреждения, и после реставрации работы вернулись на законное место.

"Мадонна", 1894, холст, масло, 90х68 см.
"Мадонна", 1894, холст, масло, 90х68 см.
"Крик", 1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см
"Крик", 1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см

На заметку: Третьяковская галерея проведет выставку работ Эдварда Мунка в апреле 2019 года. Одна из первых версий "Крика" тоже прибудет в Москву. Мы очень надеемся, что экспозиция обойдется без краж.

3. Великолепная четверка

10 февраля 2008 года спокойный Цюрих потревожил арт-скандал: в частный художественный музей Эмиля Бюрле вошли трое грабителей и угрожая пистолетом всем находившимся в музее, они вынесли четыре самых ценных работы в коллекции музея. То были картины Клода Моне "Маковое поле близ Ветейя", Винсента ван Гога “Ветви цветущего каштана”, Эдгара Дега "Людовик Лепик и его дочери" и Поля Сезанна "Мальчик в красном жилете". Злоумышленники предусмотрительно заклеили видеокамеры скотчем, а пленку с них заменили на заранее записанную. Украденные работы оценивались в то время примерно в 164 млн долларов.

Тем не менее, в тот же день картины ван Гога и Моне нашлись на стоянке психиатрической больницы. Полиция предположила, что застекленные работы было тяжело перевозить. Поиски продолжались активные: полотно "Мальчик в красном жилете" Сезанна было звездой коллекции. В итоге в Сербии весной в 2012 года местная полиция выйдя на след подозреваемых, устроила автомобильную погоню за подозреваемым. Картины Дега и Сезанна нашлись в его багажнике в поврежденном состоянии. Злоумышленники, три серба и один черногорец, были осуждены на 14 лет заключения.

Поль Сезанн, "Мальчик в красном жилете", 1888-90, холст, масло, 79,5х64
Поль Сезанн, "Мальчик в красном жилете", 1888-90, холст, масло, 79,5х64
Клод Моне, "Маковые поля близ Ветейя", 1879, холст, масло, 73х92 см
Клод Моне, "Маковые поля близ Ветейя", 1879, холст, масло, 73х92 см
Эдгар Дега, "Людовик Лепек и его дочери", 1871, холст, масло, 65х81
Эдгар Дега, "Людовик Лепек и его дочери", 1871, холст, масло, 65х81
Винент ван Гог, “Ветви цветущего каштана”, 1890, холст, масло, 73х92 см
Винент ван Гог, “Ветви цветущего каштана”, 1890, холст, масло, 73х92 см