Транспорт будущего сейчас: автомобили

5 February

На первый взгляд кажется, что направления, в которых развиваются наука и технологии в сфере транспорта, вполне понятны и определенны: во-первых, электрические двигатели; во-вторых, автономные или беспилотные системы управления; в-третьих, летающие машины. Попробуем понять, так ли это, и разобраться с основными достижениями в создании транспорта будущего. Рассмотрим противоречия, которые возникают и мешают дальнейшему развитию.

МОЛОДЕЖЬ ПРОТИВ АВТОМОБИЛЕЙ

Возможно, когда Джереми Кларксон жалуется на Грету Тунберг, под влиянием которой современная молодежь перестала интересоваться автомобилями, он осознаёт, что:

  • молодые люди видят множество проблем вокруг, они активны, они хотят все исправить, им нужна точка приложения усилий;
  • традиционная автоиндустрия — удобная мишень для экоактивистов. Машины так же, как угольные электростанции, шумят, извергают дым и грязь;
  • в то же время электромобили выгодно отличаются от дизельных и бензиновых машин. Они делают то же самое, но без дыма, грязи и шума (как и ветряки в сравнении с ТЭЦ). Здесь и неспециалисту (особенно неспециалисту) понятно, где зло, а где добро;
  • производители машин сами во многом виноваты в сложившейся ситуации — чем они могут заинтересовать современных молодых людей?

Правда, чем? Однообразными безликими модельными рядами? Одноразовыми пластиковыми моторами и коробками передач? На уровне проекта заложенными в конструкцию дефектами и неполадками, которые возникают сразу после окончания гарантии? Или, с другой стороны, баснословно дорогими, роскошными супермашинами, доступными лишь ICO-миллионерам, шейхам и Джереми Кларксону, решившим потешить свое эго?

Наверное, стоит признать, что Илон Маск, сделавший Tesla популярной, а также Waymo, Uber, Yandex и другие разработчики беспилотных технологий сделали автоиндустрии одолжение, протянули руку помощи заплутавшим во тьме и потерявшим дорогу автопроизводителям. Volvo, Ford, BMW, Toyota и другие гиганты теперь имеют вполне четкие ориентиры, вкладывают капиталы в разработку и конкурируют за внимание современных людей, разрабатывая гибридные и электрические машины с беспилотными функциями.

По данным IEA, производство электроавтомобилей непрерывно растет высокими темпами: в 2018 году было уже пять миллионов машин на электрической тяге (сравнивая с 2013 годом, когда их было около полумиллиона — внушительно); около 45% всех автомобилей с электроприводом — в Китае; в Европе — 24%; в США — 22%.

ТОК ПОБЕЖДАЕТ БЕНЗИН

Что теперь? Будущее автомобилей безоблачно? Полностью электрические бесшумные и экологичные машины будут лишь совершенствоваться, навсегда оставив в прошлом бензиновые и дизельные моторы? К сожалению, не все так просто, как хотелось бы противникам парниковых газов. Есть проблемы. Одна из самых серьезных — это батареи.

  • Во-первых, их заряда не хватает. Для долгой езды, для эксплуатации в регионах с низкими температурами, для обеспечения микроклимата в салоне машины.
  • Во-вторых, для производства аккумуляторов используется множество не очень экологичных материалов и технологий. Добыча, обработка, производство конечного продукта — на всех этих этапах экология страдает и страдает здоровье людей.
  • В-третьих, утилизация батарей — это экологическое бедствие, масштаб которого будет нарастать с увеличением популярности электромобилей. Аккумуляторы довольно быстро приходят в негодность, их необходимо менять. Снятые использованные аккумуляторы — это вредный и даже опасный мусор.
  • В-четвертых, пожароопасность. Электромобиль — это движущаяся на высокой скорости, в непредсказуемых и часто опасных обстоятельствах электроустановка с пожароопасным источником питания, занимающим внушительную часть кузова и веса машины.

Бесшумность электромобилей — это благо или вред? Не надо спешить с выводами. В Европейском Союзе уже действует законодательная норма, принуждающая автопроизводителей оснащать бесшумные машины системами AVAS (Acoustic Vehicle Alerting Systems).

При движении со скоростью менее 20 километров в час или задним ходом автомобиль (если его двигатель недостаточно шумит) должен издавать звуки, предупреждающие окружающих о своем приближении. Разработчики этого закона, надо думать, испытывали достаточно серьезные противоречия. С одной стороны, забота о безопасности пешеходов, с другой — требования экоактивистов, обвиняющих автотранспорт в повышенном шуме на улицах городов.

ЭКОНОМИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Хорошо, подумает читатель, электромобили несовершенны, у них есть недостатки, которые наверняка будут устранены с развитием технологий и массовым внедрением. Но есть же несомненные плюсы: экономичность и экологичность априори — разве эти качества не стоят того, чтобы потерпеть в переходный период и в будущем получить прекрасный, практически совершенный вид транспорта?

Экономичность? И здесь есть проблемы. Во-первых, цена. Наверное, стоит вспомнить, сколько стоит Tesla. Насколько это выгодное вложение средств? А если оставить в стороне преференции, скидки и другие выгоды правительственных программ, которые, конечно, хороши, но однажды перестают действовать? Например, как это было в Гонконге в 2017 году. Правительство отменило налоговые льготы для покупателей электромобилей, и продажи Tesla упали до нуля.

Всегда низкие и более выгодные цены зарядки для электромобилей? Это миф, который развенчан, например, в Норвегии, где сеть зарядных станций в 2020 году установила новые тарифы, по которым во многих случаях заправка бензином и соляркой стала выгоднее, чем зарядка электричеством.

Другой пример. Московское правительство собирается в массовом порядке закупать электроавтобусы для насыщения транспортных сетей города, ведь весь мир движется в эту сторону — к экологичному и экономичному транспорту. Однако, как стало известно журналистам, подсчет экономической эффективности показывает, что гораздо более эффективны другие виды городского транспорта, лидером среди которых является трамвай, стоимость пассажиро-места на котором составляет 1,2 руб., а у электроавтобуса этот показатель равен 1,59 руб. Хуже только у другого экологичного вида транспорта — у троллейбуса, ведь пассажиро-место на нем стоит 1,67 руб.

По сведениям, которые стали известны изданию, годовое обслуживание электроавтобуса обходится в 2 млн руб., в то время как этот показатель для обычного автобуса равен 879,6 тыс. руб. Подсчитаны также траты на замену батарей: через 7 с половиной лет потребуется замена аккумулятора, а стоимость этой процедуры составляет 9,45 млн руб. при цене самого электроавтобуса — 34 млн руб.

НАЗАД К ГУЖЕВОМУ ТРАНСПОРТУ?

Людей, которые высказывают скептическое мнение в отношении бума электромобилей, часто сравнивают с противниками первых машин, поначалу конкурирующих с повозками на лошадиной тяге. В те времена тоже раздавались голоса, которые выражали сомнение в перспективах железных коробок с бензиновыми моторами. Если есть лошади, которых нетрудно кормить, которые обходятся без дорогого ремонта, не требуют знания сложных технологий для эксплуатации, давно и с успехом используются повсеместно — зачем нужны капризные, извергающие дым четырехколесные монстры?

Наверное, в таких сравнениях есть смысл. Любая новая технология, любое движение прогресса, ломающее старые порядки, встречает сопротивление. Скептики всегда найдут, к чему придраться. Но если продолжить сравнение с противостоянием гужевого и автомобильного транспорта, то можно вспомнить, что сторонники первых автомобилей не обвиняли приверженцев лошадиного транспорта в том, что они угрожают климату планеты, и не использовали в аргументации противоречивые и недостаточно обоснованные данные об экологичности и экономичности машин по сравнению с лошадями. Автомобили вытеснили лошадей в процессе эволюции, став совершеннее, удобнее, мощнее и доступнее.

Ссылка на материал: https://bitnewstoday.ru/news/transport-budushchego-seychas-avtomobili/