37 871 subscriber

Голливуд 1930-1950: Все главные фильмы, звезды, изменения "Золотого века"

3k full reads

С момента первого в мире киносеанса кинематограф стремительно развивался и быстро превратился в индустрию с изощренным техническим оснащением, армией творческих работников, крупными конкурирующими компаниями и сетями кинотеатральных залов.

Кадр из фильма "Певец джаза", 1927 г.
Кадр из фильма "Певец джаза", 1927 г.

Но "Золотой век" кино отсчитывается с 1927 года - с появления первого звукового фильма. В "Певец джаза" 1927 г. нет диалогов, есть только несколько музыкальных номеров, в которых Эл Джолсон поет.

Первым полностью звуковым фильмом стал "Огни Нью-Йорка" 1928 г. Фильм был скучный, неинтересный и глупый. Но зрители толпами шли на его просмотр. Именно тогда киноиндустрия окончательно поняла - будущее за звуковым кино. Немое кино и его звезды должны уйти в прошлое. Многим актерам пришлось покинуть кино, а некоторые, такие как Грета Гарбо и Чарли Чаплин, сумели трансформироваться в звезд звукового кино.

Читайте также:

Почему 1920-е годы бесспорно лучшая декада в истории кино?

Да будет звук: История превращения немого кино в звуковое

Бэла Лугоши и Борис Карлоф в образах монстров. Источник фото: austinchronicle.com
Бэла Лугоши и Борис Карлоф в образах монстров. Источник фото: austinchronicle.com

В начале 1930-х студия Юниверсал была в большом кризисе. Они решили снимать фильмы ужасов. Так в 1931 г. вышел "Дракула" с Бела Лугоши в главной роли. Эта картина стала неожиданным хитом и студия создала целую вселенную иконичных монстров: "Франкенштейн" с Борисом Карлоффом, "Невеста Франкенштейна" 1935 г., "Мумия" 1932 г., "Человек-невидимка" 1933 г.

Читайте также: За 100 лет до Marvel: как Юниверсал создал первую киновселенную

А маленькая студия RKO под руководством Девида Селзника создала в 1933 г. еще одного культового монстра в фильме "Кинг-Конг".

Кадр из фильма "Утиный суп", 1933 г.
Кадр из фильма "Утиный суп", 1933 г.

Братья Маркс сформировали американский кинематографический юмор. Они прославились благодаря комедиям абсурда "Обезьяньи проделки" 1931 г., "Утиный суп" 1933 г., "Лошадиные перья" 1932 г. и др.

 Кадр из фильма "Я - не ангел", 1933 г.
Кадр из фильма "Я - не ангел", 1933 г.

До 1934 г. голливудские комедии были довольно смелыми, сексуальными и эпатирующими. Появилась ленты, героини которых отличались откровенной сексуальностью: "Я - не ангел" 1933 г. с Мэй Уэст, "Мордашка" 1933 г. с Барбарой Стэнвик, "Безумная блондинка" 1931 г. с Джоан Блонделл, "Рыжеволосая женщина" 1932 г. с Джин Харлоу. Откровенные и ранние гангстерские фильмы вызвали протесты католиков и способствовали формированию строгого Производственного кодекса (Кодекс Хейса), цензурировавшего кинопроизводство.

Читайте также: Как кинопроизводство стало киноиндустрией

 Кадр из фильма "Мой слуга Годфри", 1936 г.
Кадр из фильма "Мой слуга Годфри", 1936 г.

Новые правила способствовали формированию и развитию нового жанра - эксцентричной комедии. Создатели фильмов использовали оригинальные задумки и необычные приемы, чтобы говорить и изображать то, что запрещено: "Это случилось однажды ночью" 1934 г., "Мой слуга Годфри" 1936 г., "Двадцатый век" 1934 г., "Ужасная правда" 1937 г., "Воспитание крошки" 1938 г., "Его девушка Пятница" 1940 г. Во всех этих фильмах главные герои играют фарс с помощью огромных смешных диалогов.

 Кадр из фильма "Золотоискатели 1933-го года", 1933 г.
Кадр из фильма "Золотоискатели 1933-го года", 1933 г.

А Басби Беркли стал основателем потрясающих хореографических номеров в кинематографе. Его красочные, радостные номера с иллюзией калейдоскопа и съемками сверху были главным развлечением населения Америки, жившего в эпоху Великой Депрессии. Это было время музыкальных феерии таких как "Золотоискатели 1933-го года" 1933 г. и комедии с Фредом Астером и Джинджер Роджерс "Время свинга" 1936 г., "Цилиндр" 1935 г. и др.

Читайте также: Кино и мировой экономический кризис (1929-1939 гг.)

 Кадр из фильма "Белоснежка и семь гномов", 1937 г.
Кадр из фильма "Белоснежка и семь гномов", 1937 г.

Киносеансы в те времена сильно отличались от нынешних - приходя в кинотеатр, зрителю предлагалось посмотреть один полнометражный фильм и что-то небольшое - короткометражный фильм, новостной выпуск или маленький мультфильм. Полнометражных мультфильмов не существовало до тех пока Уолт Дисней не решился выпустить в 1937 г. "Белоснежка и семь гномов". Успех этой картины доказал, что взрослый зритель способен сочувствовать и сопереживать нарисованным героям. Этот мультфильм позволил Диснею создать свою собственную успешную студию.

Читайте также: История развития мультипликации

Актриса Мери Пикфорт и сценарист Фрэнсис Мэрион. Источник фото: Wescreenplay.com
Актриса Мери Пикфорт и сценарист Фрэнсис Мэрион. Источник фото: Wescreenplay.com

В первые годы формирования кино женщины активно выполняли роли режиссеров и сценаристов. Например, Фрэнсис Мэрион еще в 1931 г. выиграла Оскар за лучший сценарий к фильму "Чемпион". Однако чем могущественнее становились студии мейджоры, тем больше женщины становились для Голливуда объектом коммерциализации.

 Кадр из фильма "Белокурая Венера", 1932 г.
Кадр из фильма "Белокурая Венера", 1932 г.

В 1930-е годы кино превратилось в зрелище о красивых, страстных сексуальных женщинах. Часто в фильмах даже не было сюжета, главным было наличие красивой звезды в центре. Ярким примером является Марлен Дитрих в "Белокурая Венера" 1932 г. и "Марокко" 1930 г. Апофеозом этого жанра кино стала лента "Женщины" 1939 г., в которой вообще нет ни одного мужчины. Этой тенденции противостояла талантливая Бэтт Дэвис - она не считалась красавицей, играла неприятных и даже отвратительных персонажей в фильмах "Бремя страстей человеческих" 1934 г. и "Опасная" 1935 г.

Эта тенденция распространилась также на коммерциализацию красивых девочек. Появились юные звезды, такие как Джуди Гарленд в "Волшебник страны Оз" 1939 г. и Ширли Темпл в "Крошка Вилли Винки" 1937 г.

 Кадр из фильма "Унесенные ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесенные ветром", 1939 г.

А 1939 г. стал самым лучшим годом в истории кино. Именно тогда были созданы бессмертные шедевры, которые удивляют своим сценарным, постановочным, актерским и режиссерским мастерством: вестерн "Дилижанс", политическая драма "Мистер Смит едет в Вашингтон", комедия "Любовный роман", мелодрама "Ниночка", приключения "Только у ангелов есть крылья", драма "Грозовой перевал" и историческая легендарная экранизация "Унесенные ветром".

Хэтти Макдэниел на церемонии Оскар 1940 г. Источник фото: Cineset.com.br
Хэтти Макдэниел на церемонии Оскар 1940 г. Источник фото: Cineset.com.br

За роль в "Унесенные ветром" Хэтти Макдэниел получила Оскар и стала первой афроамериканкой, удостоившейся этой награды. Хотя в то время абсолютно все образы афроамериканцев были стереотипными расистскими карикатурами. А черное кино существовало изолированно для черных.

Престон Стёрджес. Источник фото: Thecinemaarchives.com
Престон Стёрджес. Источник фото: Thecinemaarchives.com

1940-е годы стали временем революционеров. Престон Стёрджес стал первым голливудским кинематографистом, объединившим четко разграниченные ранее обязанности сценариста и режиссера. Он снял "Великий Макгинти" 1940 г., "Странствия Салливана" 1941 г. и "Леди Ева" 1941 г. по собственному сценарию.

Альфред Хичкок перебрался из Британии в США, снял свой первый американский фильм "Ребекка" 1940 г. и создал свой собственный жанр - саспенс.

 Кадр из фильма "Гражданин Кейн", 1941 г.
Кадр из фильма "Гражданин Кейн", 1941 г.

В 1941 г. Орсон Уэллс, успевший прославиться на радио и в театре, снимает свой дебютный фильм "Гражданин Кейн". Этот фильм перевернул киноиндустрию и научил создавать кино с переходами в повествовании, флэшбеками, демонстрацией одного эпизода с разных точек зрения, мастерски акцентировать внимание зрителей и снимать крупные планы... Этот фильм стал настольной книгой кинематографистов.

 Кадр из фильма "Великий Диктатор", 1940 г.
Кадр из фильма "Великий Диктатор", 1940 г.

Диктатура в Германии и Вторая мировая война не могли не отразиться на Голливуде. В 1940 г. Чарли Чаплин снимает мощную политическую сатиру на Гитлера "Великий Диктатор". "Касабланка" 1942 г. стала воплощением идеи борьбы против фашизма с помощью проявления любви к своей стране. Это фильм о беженцах - и большинство актеров в реальности были беженцами, покинувшими Германию. Во время войны снималось много патриотических военных фильмов, вовлекающих зрителей в войну.

Читайте также: Киноиндустрия во время Второй мировой войны

 Кадр из фильма "Лучшие годы нашей жизни", 1946 г.
Кадр из фильма "Лучшие годы нашей жизни", 1946 г.

Но настоящее влияние на кинематограф оказали не пропагандистские ленты, а фильмы, которые сняли пять режиссеров, вернувшихся с войны: Фрэнк Капра ("Эта замечательная жизнь" 1946 г. жизнеутверждающий рождественский фильм с замогильным юмором), Джон Хьюстон (нуар "Мальтийский сокол" 1941 г.), Джон Форд ("Битва за Мидуэй" 1942 г. о поражении и самопожертвовании), Джордж Стивенс и Уильям Уайлер ("Лучшие годы нашей жизни" 1946 г. о жизни после войны).

 Кадр из фильма "Бульвар Сансет", 1950 г.
Кадр из фильма "Бульвар Сансет", 1950 г.

Меланхоличные, пессимистичные, честные и непосредственные фильмы породили развитие жанра нуар. Ленты "Двойная страховка" 1944 г., "Из прошлого" 1947 г., "Лора" 1944 г., "Убийцы" 1946 г., "Глубокий сон" 1946 г., "Асфальтовые джунгли" 1950 г., "Без ума от оружия" 1950 г., "Бульвар Сансет" 1950 г. - истинное наследие нуара.

 Кадр из фильма "Бен-Гур", 1959 г.
Кадр из фильма "Бен-Гур", 1959 г.

1950-е начались для Голливуда с новых трудностей. В домах американцев появились телевизоры и они все реже стали ходить в кинотеатры. Это заставило киностудии создавать крупные высокобюджетные эпопеи с библейскими сюжетами. Фильмы "Бен-Гур" 1959 г., "Самсон и Далила" 1949 г., "Камо грядеши" 1951 г., "Плащаница" 1953 г. были призваны стать ярким впечатлением для зрителей.

 Кадр из фильма "Поющие под дождем", 1952 г.
Кадр из фильма "Поющие под дождем", 1952 г.

Голливуд вынужден был перестать лениться и начать создавать яркие мюзиклы со зрелищными музыкальными номерами - "Поющие под дождем" 1952 г., "Американец в Париже" 1951 г., "Театральный фургон" 1953 г., "Звезда родилась" 1954 г.

Читайте также: И тут появилось телевидение

Как только завершилась Вторая мирова война, стартовая Холодная война и Голливуда она коснулась через Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Сценаристов и режиссеров признавали причастными к деятельности коммунистов. Был создан черный список кинематографистов, студии начали увольнять сотрудников.

Читайте также: Голливуд и коммунисты

 Кадр из фильма "День когда Земля остановилась", 1951 г.
Кадр из фильма "День когда Земля остановилась", 1951 г.

Страх атомной войны, опасность коммунизма, критика маккартизма, атмосфера конспирологии и паранойи нашли аллегоричное выражение в фильмах об инопланетных вторжениях и монстрах. "Они" 1954 г., "Смертельный богомол" 1957 г., "Тарантул" 1955 г., "Я вышла замуж за монстра из космоса" 1958 г., "День когда Земля остановилась" 1951 г., "Годзилла, король монстров!" 1956 г. - это все порождение истерии тех времен.

Читайте также: Инопланетяне в кино

"Золотой век" Голливуда завершился существенным переустройством кинобизнеса.

 Кадр из фильма "В порту", 1954 г.
Кадр из фильма "В порту", 1954 г.

Изменился подход к актерскому мастерству. Марлон Брандо с его фильмами "Трамвай Желание" 1951 г. и "В порту" 1954 г. переосмыслил актерское искусство. Он понимал душу своего персонажа. Монтгомери Клифт, Одри Хепберн, Джеймс Дин, Сидни Пуатье, Энди Гриффит стали новым поколением талантливых актеров, превративших свою работу в искусство.

 Кадр из фильма "Бунтарь без причины", 1955 г.
Кадр из фильма "Бунтарь без причины", 1955 г.

А Джеймс Дин с его легендарными ролями в "К востоку от рая" 1955 г., "Бунтарь без причины" 1955 г. и "Гигант" 1956 г. и ранней трагичной смертью стал мистической фигурой и иконой для целого поколения зрителей.

 Кадр из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", 1953 г.
Кадр из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", 1953 г.

Аналогично Мерилин Монро стала одним из главных воплощений Голливуда благодаря образам из "Джентльмены предпочитают блондинок" 1953 г., "В джазе только девушки" 1959 г. и "Как выйти замуж за миллионера" 1953 г. Сегодня ее воспринимают как секс-символ и недостаточно ценят ее комедийный и драматический актер.

Промо фото Альфреда Хичкока к фильму "Птицы" 1963 г. Источник фото: Dlpng.com
Промо фото Альфреда Хичкока к фильму "Птицы" 1963 г. Источник фото: Dlpng.com

В свою очередь в 1950-х режиссеры существенно усилили свою значимость во взаимоотношениях со студиями. Ослабшие в результате телевизионного кризиса и крупных трат на эпические картины кинокомпании ослабили контроль над режиссерами. Джон Форд, Альфред Хичкок, Стенли Кубрик, Отто Премингер и др. стали самостоятельно искать финансирование для своих проектов и добиваться успеха у зрителей благодаря мастерскому и отточенному визуальному стилю.

Альфред Хичкок стал первым режиссером, чье имя стало таким же брендом, как имена звезд-актеров. Зрители стали ходить в кино не для того, чтобы полюбоваться красивыми актерами, а для того, чтобы увидеть интересно рассказанную историю и талантливую игру актеров.

"Золотой век" Голливуда остается лучшим временем в истории кинематографа. Именно в эти годы зародилось абсолютно все, что находит проявление, развитие и отражение в последующие годы истории мирового кинематографа.

Источник информации: Документальный сериал "Эпоха кино", 2019 г.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )