64,7K подписчиков

Правда и ложь в фильмах о шпионах: Комментирует бывший агент ЦРУ

5,6K прочитали

Джонна Мендес - бывший руководитель отдела маскировки ЦРУ и одна из основателей Международного музея шпионажа - рассказала, что в фильмах о шпионах истинная правда, а что нелепая выдумка:

Куча паспортов в заначке

Кадр из фильма "Идентификация Борна", 2002 г.
Кадр из фильма "Идентификация Борна", 2002 г.

В "Идентификация Борна", также как во множестве других фильмов зрители видят главного героя, вскрывающего тайную заначку. В ней припасена куча денег, оружия и пачка разных паспортов. Но это выдумка, таких денежных заначек ни у кого нет. Тем более нет паспортов - они создаются по необходимости и являются очень ценным, сложно создаваемым ресурсом.

Просто парик

Кадр из сериала "Шпионка", 2001-2006 г.
Кадр из сериала "Шпионка", 2001-2006 г.

Во многих проектах шпионы просто надевают парик или перекрашивают волосы и легко преодолевают паспортный контроль в аэропортах. Но в реальности шпионам требуется куда сильнее трансформировать свою внешность. Например, в сериале "Шпионка" главная героиня создала вызывающий облик - кричащий красный цвет волос и одежды. Но не только это. Ее расслабленное андерграундное поведение, жвачка, кричащий макияж и бессмысленные разговоры с контроллером - отличный пример переключения внимания и контролирования ситуации.

Соседский парень

Кадр из сериала "Американцы", 2013-2018 г.
Кадр из сериала "Американцы", 2013-2018 г.

Другой прием, который используют шпионы - это наоборот, превратиться в невидимку. Уничтожить яркие личностные черты и превратиться в типаж, в стандартного человека с непримечательной внешностью. В сериале "Американцы" главный герой отлично перевоплощался в "забываемых" людей.

Очки

Кадр из фильма "Супермен", 1978 г.
Кадр из фильма "Супермен", 1978 г.

Одна из самых нелепых историй про маскировку представлена в комиксах о Супермене. Кларка Кента от Супермена отличает только наличие очков и другая одежда. Физически это один и тот же человек с тем же лицом, тем же телосложением и теми же волосами. Волшебная сила очков - это абсолютно нереалистичный киношный прием, но довольно часто используемый.

Быстрое переодевание

Кадр из фильма "Черепашки-ниндзя 2", 2016 г.
Кадр из фильма "Черепашки-ниндзя 2", 2016 г.

Часто встречаемый в фильмах эпизод, когда герой за секунды и прямо на ходу полностью меняет внешний облик - это действительно важный навык шпиона. Но в кино есть много ляпов на эту тему. В "Миссия невыполнима 3", например, Том Круз оставляет витать в воздухе экипировку, а сам переодевается в священнослужителя. Однако Джонна Мендес утверждает, что существует три запрещенных для маскировки категории: сотрудник Корпуса мира, журналист и священнослужитель. Во многих фильмах, например как в "Черепашки-ниндзя 2" и "Малыш на драйве", герои просто крадут вещи по ходу движения - это возможно, но риск быть пойманным на воровстве во время попытки избежать преследования слишком высок. Настоящие шпионы обычно носят необходимые вещи с собой в сумке.

Тайные переговоры

Кадр из фильма "Казино Рояль", 2006 г.
Кадр из фильма "Казино Рояль", 2006 г.

В "Казино Рояль" напарник Джеймса Бонда находится в толпе и забывшись поднимает руку к уху. Так он, естественно, выдает себя. Этот жест довольно часто встречается в кино. Но Джонна Мендес утверждает, что шпионское оборудование отлично работает с помощью микрофона на груди и наушника в ухе. Никому в реальности не свойственно и абсолютно не нужно касаться наушника в ухе. Тем более, что наушник спрятан за фейковым наружным ухом.

Группировка

Кадр из фильма "Операция "Арго"", 2012 г.
Кадр из фильма "Операция "Арго"", 2012 г.

"Операция "Арго"" - это фильм, в котором Бэн Аффлек играет роль Тони Мендеса, мужа Джонны Мендес. Тут агенты ЦРУ должны вывести из страны шестерых сотрудников посольства. Для этого они превратились в группу голливудских кинематографистов. И это один из самых часто используемых приемов в шпионаже. Чтобы скрыть идентичность конкретных людей, они становятся частью группы. Особенно хорошо для этого служит профессиональная униформа.

Маска

Кадр из фильма "Миссия невыполнима 3", 2006 г.
Кадр из фильма "Миссия невыполнима 3", 2006 г.

Во франшизе "Миссия невыполнима" любят удивлять зрителей неожиданным раскрытием того факта, что за личиной одного человека скрывается совершенно другой. Такие маски действительно существуют и активно используются. Хотя эффектные моментальные сдирания масок из кино - это конечно неправда. Вместе с маской шпион вставляет и зубные протезы. Джонна Мендес уверяет, что любого человека можно превратить в человека другой расы, пола и возраста. Но признается, что чаще всего ЦРУ использовала облик актера Рекса Харрисона для своих масок.

Национальные особенности

Кадр из фильма "Бесславные ублюдки", 2009 г.
Кадр из фильма "Бесславные ублюдки", 2009 г.

Для шпионов очень важно изучить и освоить все национальные особенности страны, представителя которой он собирается изображать. Как показано в "Бесславные ублюдки" это может иметь жизнеопределяющее значение - тут герой выдает свою чужеродность Европе, заказывая три напитка, используя американский жест. Даже такая мелочь как нетрадиционный жест рукой действительно может уничтожить всю операцию.

Ручка

Кадр из фильма "Kingsman: Секретная служба", 2014 г.
Кадр из фильма "Kingsman: Секретная служба", 2014 г.

Ручка, в которую встроено что-то чужеродное - частый объект в шпионских фильмах. И это во многом правда. Их не принято использовать сегодня, но в истории шпионажа действительно именно ручка часто служила и микрофоном, и камерой, и оружием убийства с ядом.

Имя

Кадр из фильма "Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба", 1997 г.
Кадр из фильма "Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба", 1997 г.

У всех шпионов есть выдуманные имена. Но в отличие от фильмов, где герои часто придумывают имена на ходу и порой выбирают довольно странные варианты вроде "Опра" в комедии про Остина Пауэрса, эти имена выдаются единожды на время всей карьеры и не должны привлекать внимание или вызывать вопросы. Для англоязычного мира это всегда два имени и фамилия.

Я - мебель

Кадр из фильма "Шерлок Холмс: Игра теней", 2011 г.
Кадр из фильма "Шерлок Холмс: Игра теней", 2011 г.

В "Шерлок Холмс: Игра теней" можно увидеть ситуацию, где Шерлок Холмс успешно прячется, притворившись частью кресла. Джонна Мендес ответственно заявляет, что шпионы никогда не пытаются спрятаться, выдав себя за часть мебели или занавесок. Хотя конечно же в мебели и предметах быта очень часто прячутся специальные устройства. А история знает случаи, когда людей действительно прятали в каких-то массивных предметах, чтобы перевести их через границу (в разделенной Германии, например, множество людей пересекало границу в креслах автомобилей).

Голос

Кадр из фильма "Темный рыцарь", 2008 г.
Кадр из фильма "Темный рыцарь", 2008 г.

В отличие от Супермена, Бэтмен тщательно скрывает свое лицо от посторонних. Более того, в образе Бэтмена он говорит совершенно другим голосом. То, как говорит человек - это действительно очень важно для шпионажа. Но Джонна Мендес подчеркивает, что агенты никогда не симулируют акцент и сознательно не имитируют другой голос, так как на таком притворстве легко попасться. Для того, чтобы владеть голосом, шпионы проходят курсы, расширяющие модуляцию и терции.

Профессия

Кадр из фильма "Флетч", 1985 г.
Кадр из фильма "Флетч", 1985 г.

В шпионских фильмах герои легко меняют места и профессии, моментально вписываясь в любое окружение и выполняя любые обязанности. В комедиях такие герои часто встревают в нелепые ситуации, как это было в "Флетч". Однако в реальности агенты никогда не отправляются в организации, в которых они не могут выдать себя за профессионалов. Профессиональные области, в которые шпионы могут влиться, на самом деле довольно ограничены.

Соблазнение

Кадр из фильма "Красный воробей", 2018 г.
Кадр из фильма "Красный воробей", 2018 г.

Соблазнение врага с целью выведать тайную информацию или получить доступ к чему-то - частый сюжет в шпионских фильмах. Джонна Мендес утверждает, что для ЦРУ эта техника абсолютно не свойственна. Однако этот прием активно использовался Россией и Германией в прошлом веке. Вполне возможно используется и сейчас.

Кожаный костюм

Кадр из фильма "Мстители", 1998 г.
Кадр из фильма "Мстители", 1998 г.

Когда в Голливуде создаются фильмы о женщинах-шпионах, то очень часто их наряжают в обтягивающий кожаный костюм в стиле супергероини женщины-кошки. Естественно, кинематографисты это делают для того, чтобы подчеркнуть сексуальность актрис. В реальности шпионы часто носят темное и действительно порой выполняют сложные акробатические приемы, но никогда не носят подобных костюмов.

Источник

Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме. Ставьте лайки )