О песочной терапии

Что такое песочная терапия и почему она помогает людям? Давайте попробуем вместе разобраться в этом удивительным методе работы.

Почему-то принято считать, что песочная терапия изобрела Дора Калф. Но это не совсем так, изначально, Шарлотта Бюлер изобрела "тест мира", который базировался на песке а потом, Маргарет Ловенфальд модифицировала "тест мира" в "Технику Мира", а уж потом, Дора Калф взялась за песочницу и из "техники Мира" все вышло в sandplay.

Песочная терапия основана на аналитическом юнгианском подходе и базируется на работе с символическим значением бессознательного.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» Карл Густав Юнг

Техника активного воображения Юнга, считается теоретической основой песочной терапии. Юнг предполагал что песочница это некий аспект коллективного бессознательного, где можно придать "форму" своему травмирующему опыту.

Дора Калфф весь этот опыт обобщила и назвала сэндплеем. Главным принципом сэндплей терапии считала: создание свободного и защищенного пространства в котором ребенок\взрослый может выразить и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, чаще всего непонятные и тревожащие в зримые и осязаемые образы.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Сначала этот метод применялся в детском психоанализе т.к. детям сложно словами описывать свои переживания в отличии от взрослых. Через какое-то время, метод начали применять и к взрослым, помогая выражать тяжелую боль, травмы, потери, непереносимые чувства, внутренние конфликты и т.д. Невидимая внутренняя боль, страдания души переносятся с помощью образов на песок и из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития.

Можно сделать вывод о том, что Карл Густав Юнг открыл миру многие аспекты касающиеся развития личности, а Дора Калфф этот опыт заключила в песочницу.

Работа в терапевтической песочнице - это увлекательное путешествие в глубины себя. Песочная терапия открывает возможность не только увидеть себя, но понять и принять свои чувства и состояния. Это как безопасный диалог с собой, исследование внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете свой мир. А психолог, исполняет роль помощника в понимании ваших чувств, вместе с вами пытается понять смысл и связать песочный мир с реальным. Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.

Обычно, психолог, не дает никаких инструкций по работе с песком. Есть некий ритуал знакомства клиента с поском и все. Клиент может строить свой уникальный мир в песке с помощью фигурок, может наливать воду и моделировать различные ландшафты своей души или создавать образы из мокрого песка. А можно, просто, играть с сухим песком, создавая волны, дорожки, ветер, бурю в пустыне, песочный дождь.

Прикосновения рук с песком самое по себе терапевтично, можно ощутить забытые прикосновения заботливых материнских рук или другого, очень близкого человека и наполниться любовью и успокоением. У каждого будут свои чувства, в зависимости от их детского опыта и их травмы. Можно восполнить эти чувства и наполниться ими, если их, по каким-то причинам, не удалось пережить раньше, создавая образ заботящейся внутренней матери. Это видно по детям из детских домов, как они буквально целиком хотят погрузиться в этот песок с блаженством на лице. А других он пугает, и они долго не хотят к нему прикасаться, пока не произойдет доверие к миру в образе терапевта.