Актрисы, которых погубил алкоголь: красивая Светлана Савелова

Это может показаться сказкой - через год после школы скромная симферопольская девушка, стоя за прилавком аптеки, получает главную роль в фильме. Но это абсолютная правда. Имя этой девушки - Света Савелова. Как же так с ней могло случиться, с красивой удачливой Светой, что она умерла в полном одиночестве, страдая от алкоголизма?

Счастливый случай

Все начиналось с волшебства. Когда режиссер Яков Сегель отбирал актеров для своего фильма "Прощайте, голуби" он руководствовался чутьем, виденьем. История, которую он хотел рассказать в своем фильме - о простых девушке и парне, их не заметишь в толпе, но между ними вспыхивает свежее, весеннее чувство. Любовь... как весна, как легкий бриз.

Кадр из фильма "Прощайте, голуби", 1960 г.
Кадр из фильма "Прощайте, голуби", 1960 г.

На роль главной героини пробовались лучшие московские актрисы, но никто не подходил. Не ту девушку он видел. Режиссера торопили, грозились отобрать выделенные средства и закрыть фильм. В итоге он решает начать снимать без главной героини. Группа отправляется в Ялту и начинает съемки, а он едет подбирать натуру в Севастополь. Заходит в аптеку и видит девушку, которая ему полностью подходит.

Светлана до конца жизни обожала море. Каждый год старалась приезжать в свой родной Севастополь
Светлана до конца жизни обожала море. Каждый год старалась приезжать в свой родной Севастополь

Света Савелова мечтала быть артисткой, тем более, что внешние данные располагали. Светлые волосы, курносый нос, приятный голос, фигурка. Но послевоенные реалии требовали от нее более земных планов и девушка намеревалась после школы поступать в медицинский. Случай в аптеке перевернул ее жизнь.

После съемок в фильме "Прощайте, голуби" девушка прославилась на всю страну. Романтический фильм посмотрели 22 миллиона человек, девочки плели косички "под Савелову", поклонники присылали мешки писем с признаниями в любви.

Кадр из фильма "Прощайте, голуби", 1960 г.
Кадр из фильма "Прощайте, голуби", 1960 г.

Неудивительно, что Светлана без труда поступила в Щукинское театральное училище.

Непростой характер и время надежд

На своем курсе она была единственной известной актрисой, которая уже снялась в кино, за ней ухлестывал весь курс. Это при том, что училась она с Калягиным, Смирнитским (в будущем - Портос). Еще со школы девушка привыкла давать жесткий отпор надоедливым ухажерам. Так что характер отпугивал даже самых настойчивых.

Ерванд Арзуманян, однокурсник, так вспоминает Светлану: "У Светы была вздорная капризная душа. Заговорить с ней боялись даже самые крутые парни, хотя вздернутый нос, надменный взгляд, точеная фигура моментально привлекали внимание."

Светлане не нужны были случайные встречи, она мечтала о любви - единственной и на всю жизнь. В какой-то момент девушка решила, что ее судьбой может стать красавец Геннадий Байсак, однокурсник, брат ее лучшей подруги.

Свадьбу играли в Севастополе, на нее была приглашена школьная подруга Светланы, Анна. Она вспоминает, что торжество устроили шикарное, присутствовали родители Гены, очень достойные интеллигентные люди. Молодой человек буквально пылинки со Светы сдувал. Однако, не прошло и года, как пара развелась.

Геннадий Михайлович вспоминает, что отношения и не могли сложиться - оба не хотели отдавать главенство другому, соперничество сплошное, а не семья.

Светлана Савелова и Александр Збруев
Светлана Савелова и Александр Збруев

Потом был скоротечный роман с красавчиком Александром Збруевым, Николаем Караченцевым и Сергеем Миловановым. Последний часто выпивал и компанией ему нередко становилась и Света. После расставания с ним девушка стала искать утешение своим печалям на дне бутылки. Характер не позволял ей идти ни на малейший компромисс - проще было остаться одной.

Самая удачная и одновременно последняя работа в кино

Кадр из фильма "Семь стариков и одна девушка", 1968 г.
Кадр из фильма "Семь стариков и одна девушка", 1968 г.

И все-таки еще одна запоминающаяся работа в кино у Светланы Савеловой была. Вы наверняка помните забавную комедию "Семь стариков и одна девушка", где Светлана перевоплотилась в строгого тренера Лену Величко. Ей там и играть почти не пришлось - в жизни она такая и была - строгая, ироничная, резкая, но с удивительно светлой улыбкой. Хотелось разгадать, что стоит за этой дерзостью и крутым нравом. Скорее всего, ранимая душа.

Кадр из фильма "Семь стариков и одна девушка", 1968 г.
Кадр из фильма "Семь стариков и одна девушка", 1968 г.

Эта роль, к сожалению, стала для девушки ее последней работой в кино. Эпоха менялась и типаж героини фильма "Прощайте, голуби" оказался не у дел. У нее оставался театр.

Театр не остановил падение в пропасть

Почти сразу после окончания Щуки в 1966 году поступила в "Ленком" и так и прослужила в нем до самой смерти. В 1973 году в театр пришел молодой, полный идей Марк Захаров. На первой же встрече коллектива он понял, что "этого чертенка надо чем-то занять". И готов был предложить артистке лучшие роли.

Марк Анатольевич говорит о Светлане - всегда с болью - "Я не хотел, чтобы она уходила из театра и тем более умирала"

Но, несмотря на роли в театральных постановках в ней как будто что-то надломилось. Это замечали коллеги, с друзьями она почти перестала общаться, закрылась.

Нереализованное желание быть мамой

Актриса Нина Горшкова вспоминает, что однажды, когда сестра оставила ей грудных детей - нянчиться - Света стала часто заходить, чтобы помочь с племянниками. "Она стирала пеленки, с таким светом в глазах брала детишек на руки. Такой я Свету никогда не видела, ни на сцене, ни в кино, ни в общении с коллегами."

Последней ее театральной работой стала постановка "Три девушки в голубом", в которой Светлана удивительно точно и филигранно сыграла мать. Так, как будто она выверила для себя этот образ, только не воплотила в жизнь.

Спектакль "Три девушки в голубом", последняя театральная работа Савеловой.
Спектакль "Три девушки в голубом", последняя театральная работа Савеловой.

Марк Анатольевич бесконечно жалел заблудшую душу, говорил с ней, пытался помочь. Но все тщетно. Она опаздывала, могла вообще не прийти на репетиции, а в "Ленкоме" всегда было строго с дисциплиной.

Актриса перестала бороться. В театр приходила только за небольшой зарплатой, о ее жизни уже мало что знали. Говорят, она даже попала под машину, так как за несколько месяцев перед смертью пришла со шрамом на пол-лица.

Она ушла 30 января 1999 года, в возрасте 67 лет. Обстоятельства смерти так и остались невыясненными - ее тело нашли только на третий день. На похороны пришли только работники театра. В ее гардеробе была настолько потрепанная одежда, что хоронить пришлось в платье из театрального реквизита.

Светлана Савелова так и не стала матерью, хотя очень этого хотела. Не стала актрисой того масштаба, которого считала себя достойной, не стала любимой женой.

Спасибо за внимание! Поддержите лайком, если не сложно - будем очень рады! Подписывайтесь! До новых историй!