Зачем нужны сказки

20 December 2018

Чтение русских сказок, да и сказок вообще некоторым современным родителям кажется занятием спорным. В последние годы то тут, то там попадаются посты в духе: "Вы можете читать своему ребенку всё, что угодно! Зачем вы забиваете ему голову всякой ерундой? Корова му-му, собака гав-гав, и вы еще хотите вырастить здравомыслящего человека?"

Действительно, не лучше ли сразу объяснить ребенку теорию струн?

Меж тем, идеи эти не новы. Они поднимаются снова и снова не одно десятилетие и даже не один век. Еще в шестнадцатом веке Уильям Кэпланд написал книгу "Тайна тайн Аристотеля" для трехлетних (!!!) детей. А в семнадцатом веке Джон Локк разработал свою систему обучения. В младенцев так замечательно впихивали очень нужные для них знания по географии, физике, математике и другим наукам, лишая их при этом глупых сказок и веселых стишков, что к пяти годам дети могли показать любой город на карте и перечислить всех королей от Альфреда Великого до Карла Второго. Неплохо, что пятилетние дети были такие умненькие и так много знали, плохо, что к десяти годам они сходили с ума.

Начало прошлого века для нашей страны было временем великих экспериментов в самых разных сферах. В том числе и в воспитании детей. В конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века сказки объявили вредными и ненужными, засоряющие головы детей и дающие ложное представление об окружающем мире. И детей изолировали от сказок, не только "буржуазных", но и народных. Конечно, не со всеми детьми это удалось проделать, но все-таки последствия получились катастрофические и двоякие. С одной стороны появились дети, не способные воспринимать ничего, кроме самых обычных вещей, самой простой и серой повседневности, и утверждающие, например, что жирафов и китов не бывает. У других детей наоборот фантазия развилась чрезмерно. Лишенные нормальных сказок они сочиняли их сами себе, грезили наяву, играли со своими воображаемыми друзьями. Дети справлялись своими собственными силами, окружая себя выдуманными героями, но не лучше ли было бы прочитать им "Терёшечку" или "Белую уточку"?

Сказки маленьким детям нужны, как молоко грудничкам. Сказки:

  • расширяют кругозор и словарный запас;
  • учат сострадать, сопереживать;
  • развивают творческое мышление.

Со словарным запасом всё яснее ясного. Вы беседуете с ребенком, он узнает новые слова. Но повседневная речь обычного человека, да еще когда он обращается к ребенку, не слишком разнообразна. Многие слова и выражения в устной речи звучат неуместно. Сказки органично и незаметно формируют пассивный словарный запас ребенка.

Особенно полезны в этом плане стихи и народные сказки. Прислушайтесь, как ваш малыш учится говорить. Даже если вы говорите очень грамотно и чисто, его разговор поначалу напоминает речь вашей полуграмотной деревенской прабабушки, которую ваш ребенок никогда не видел. А может и вовсе не застал в живых. "Хочете" вместе "хотите", "целОй" вместо "целый". Примеров можно привести сколько угодно, и они говорят не о том, что ребенок глуп и уж тем более не о том, что ваша прабабушка говорила неправильно, а о том, что речь ребенка формируется, проходя все стадии эволюции родного языка. Часто совсем маленькие дети изобретают слова, которые говорили их далекие предки, сами дети не могли их ни откуда услышать.

Сказки с их устаревшими выражениями и цветастыми оборотами проведут вашего ребенка по основным этапам формирования языка и научат его говорить грамотно и красиво.

Для развития кругозора вы можете прочитать ребенку учебник по географии и зоологии. Но вы уверены, что он станет его слушать? Сказки даже самые маленькие дети слушают с удовольствием. Слушают и запоминают, какие бывают звери: домашние и дикие, какие у них повадки. Не важно, что лягушка прыгает по снегу в сказке "Руковичка", чего никогда не случается с настоящими амфибиями. Важно, что ребенок познакомится с этой лягушкой и освоит первые понятия о счете ("и стали они впятером жить"). Когда, на даче или в зоопарке, ребенок второй раз встретится с лягушкой, он уже будет знать, кто это.

Сказки учат ребенка сопереживать, воспитывают в нем человечность. Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя: радуется, когда герою хорошо, и переживает, когда на того сваливаются несчастья. Ребенок вместе с главным героем восстает против несправедливости и торжествует, когда зло бывает наказано.

Дети сочувствуют благородным персонажам и учатся ставить себя на место другого. Сказки учат переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок сочувствует Терешечке, что сидит на дереве и ждет, не спасет ли его защипанный гусенок? И девочке, которую злая мачеха отправляет к Бабе-Яге за иголкой.

Сказки развивают у ребенка фантазию и творческое мышление. Притом творческое мышление в самом широком смысле. Сколько воображения нужно, чтобы понять сложные физические процессы и высшую математику? И еще больше - чтобы создавать новые теории, выдумывать новые гипотезы, делать открытия, изобретать новые методы исследований.

Мы не беремся утверждать, что если ребенку читать сказки, то из него обязательно вырастет Жорес Алфёров. Но вот если НЕ читать ему сказки, из него Жорес Алферов не вырастет совершенно точно. Как сказал профессор В. Л. Кирпечев: "Инженер, который в детстве не был воспитан на сказках, вряд ли способен к инженерному творчеству".

И не надо бояться, читая волшебные русские сказки, что ребенок вырастет фантазером, оторванным от реальности. Дети очень скоро начинают мыслить критически и, хоть и слушают сказки с большим интересом, отлично понимают: звери не говорят, шапок-невидимок не существует и, какую бы щуку они не поймали, печка все равно не поедет. Сказки помогают ребенку гармонично развиваться, но сказочные образы не застывают в нем раз и навсегда. Как только в них пропадает надобность, ребенок сам их отторгает.

Читайте своим детям!

Автор: Анна Иванова

Наша группа вКонтакте: https://vk.com/bokormur