Болливуд 100 лет спустя: к чему пришел кинематограф

16 October

В Индии искусство является отражением общества, и в их фильмах часто изображаются чувства простого человека. Давайте проанализируем и поймем, к чему пришел индийский кинематограф спустя век.

Амитабх Баччан и Пран в фильме "Затянувшаяся расплата" (1973). Фото: https://clck.ru/RNtDV
Амитабх Баччан и Пран в фильме "Затянувшаяся расплата" (1973). Фото: https://clck.ru/RNtDV

Индийцы видели рождение страны и ее социальные нравы в фильмах 50-х и 60-х.

В 70-х годах пришло разочарование в идеях, которое наглядно изображалось Сердитым молодым человеком (т.е. Амитабхом Баччаном).

В 80-х кризис продолжился — начался демонстративный упадок идей.

В 90-х пошел скачок экономики. Новое поколение начало осваивать интернет, сотовые телефоны и прочие средства связи, а так же стало лучше понимать мир. Все это тут же нашло отражение в сценариях фильмов.

Однако не все так радужно для индийского кино. Фильмы на хинди никогда не имели влияния на Западе, не говоря уже о том, что для европейской части населения, индийцы воспринимались как заклинатели змей и вечные танцоры среди лужаек. Ни один уважающий себя житель Европы не стал бы показывать индийский фильм друзьям.

Сатьяджит Рай за работой. Фото: https://clck.ru/RNtGG
Сатьяджит Рай за работой. Фото: https://clck.ru/RNtGG

Анализируя собственные социальные нормы, индийцы научились дарить бедному классу населения счастье, наживаясь на бедах народа. Кинодеятели просто создавали иллюзию, альтернативу их тоскливой жизни на пару часов — если они были готовы заплатить несколько анн (мелкая монета, равная 1/16 рупии) за эту привилегию.

Со всеми техническими знаниями, индийцы не могут похвастаться достойным примером. Они не имеют наследия фильмов, выделяющихся среди лучших.

А фильмы Сатьяджита Рея стали популярными только потому, что их обожал Мартин Скорцезе. Однако надо отдать должное режиссеру — Сатьяджит никогда не снимал свои ленты из коммерческих соображений.

Кадр из фильма "Мать Индия". Фото: https://clck.ru/RNtHB
Кадр из фильма "Мать Индия". Фото: https://clck.ru/RNtHB

Индийцы отпраздновали 100-летие кино (в 2013 году) под неправильным началом, позиционируя первым в истории фильм «Раджа Харишчандра», но почему-то забывая сказать, что на самом деле это был просто 40-минутный показ движущихся изображений.

Первый полнометражный индийский фильм назывался Свет мира / Alam Ara и вышел он в 1931 году.

Читайте также: Шедевры XX века, с которых начинался индийский кинематограф

Индийцы выбросили большую часть собственного кинематографического наследия, многие ранние фильмы пропали без вести и их так и не удалось найти. В Индии нет ни одного хорошего института СМИ, за исключением Института Кино и Телевидения, который сегодня утратил свою былую славу.

Салман Кхан и Катрина Каиф в фильме "Был один Тигр". Фото: https://clck.ru/RNtMP
Салман Кхан и Катрина Каиф в фильме "Был один Тигр". Фото: https://clck.ru/RNtMP

Все эти факторы привели к монополизации фильмов на сегодняшний день. Индийцы смотрят не то, что могут на самом деле и не то, что должны смотреть.

Если они хотят снимать действительно большое кино, то должны расширять свои горизонты. Им нужны такие режиссеры, как Кабир Беди, который любил документальное кино, а не создатели блюда из трэша, по типу «Был один Тигр».

Режиссеры должны выбрать сценарии и жанры, которые рассказывают истории об Индии и индийском народе. Сегодня Голливуд известен как создатель экшенов и франшиз о супергероях. Но они также имеют процветающую сцену инди-фильмов и надежную систему документального кино.

Индийцы же не могут брать с них пример, поскольку слишком увлекаются огламуриванием своих картин, забывая о корнях и пытаясь нажиться только на прибыли.

Рохит Шетти и Шахрукх Кхан. Фото: https://clck.ru/RNtP5
Рохит Шетти и Шахрукх Кхан. Фото: https://clck.ru/RNtP5

Болливуд превращает авторов бестселлеров, таких как Четан Бхагат в сценаристов, увядает в трясине римейков и низкопробных сериалов от Экты Капур. С этим нужно бороться.

Индийские зрители должны потребовать, чтобы фильмы стали искусством, а не способом зарабатывания денег. Но в эпоху таких дельцов как Салман Кхан и Рохит Шетти, сделать это практически невозможно.

Если перенестись на много лет назад, то можно увидеть, что Болливуд — не что иное, как тело, на которое зрители проецировали свои мечты и чаяния. А сейчас, чтобы найти душу в индийском кино, нужно перелопатить фильм вдоль и поперек… и не факт, что вы ее найдете.

Автор: Приянка Саркар
Перевод с английского — Мила, специально для Bollywoodtime

*****
Ох, и не согласна я с автором, особенно после просмотра нескольких голливудских фильмов, по типу "Волк с Уолл-Стрит". Как по мне, в Голливуде намного больше пошлости (и людей нетрадиционной ориентации), чем в Болливуде. А у вас, дорогие читатели, какие чувства после прочтения статьи? Согласны с автором?

Читайте также: Отец индийского кино: взгляд на жизнь и творчество Дадасахеба Фальке