Вспоминая Наргис, музу и любовь Раджа Капура

24 September

Девочкой лет 12, я лично видела Наргис в RK Studios в Чембуре, Бомбей. Я тогда жила в самом центре города и нам пришлось ехать с двумя пересадками на трех автобусах, чтобы добраться до студии.

Внутри красивого студийного комплекса стояло небольшое одноэтажное бунгало, в котором остановилась Наргис.

Наргис называли «Бэби-джи», потому что она всегда была одета в чисто-белые сари, белые блузки с рукавами до локтей и босоножки на каблуке. Фото: https://clck.ru/R3YcX
Наргис называли «Бэби-джи», потому что она всегда была одета в чисто-белые сари, белые блузки с рукавами до локтей и босоножки на каблуке. Фото: https://clck.ru/R3YcX

Она была красива, но больше, чем ее красота, людей привлекала ее удивительно теплое отношение к окружающим. Я точно не знала, жила ли она в этом бунгало, но она приезжала каждое утро, выходила из машины и поднималась по ступенькам в дом.

Она никогда не выходила днем ​​и не гуляла по комплексу.

В главном здании студии съемочные этажи находились на первом этаже, и Радж Капур устроил там красивую музыкальную комнату с музыкальными инструментами вдоль одной из стен огромного зала.

У противоположной стены стояли диваны, а над ними висел красивый, написанный масляными красками, портрет Наргис, одетой в белое сари с волосами, словно развевающимися по ветру.

Наргис - главная муза Раджа Капура. Фото: https://clck.ru/R3Yjk
Наргис - главная муза Раджа Капура. Фото: https://clck.ru/R3Yjk

Несколько лет спустя я видела, как она выходила из машины в гриме и пошла переодеваться, так как приехала после съемок фильма «Мать Индия» (1957).

В то время ее отношения с Раджем Капуром были напряженными. Говорят, что после того, как продюсерский дом Капура начал терпеть убытки в прокате, именно Наргис решила сниматься в фильмах за пределами РК, чтобы спасти студию от финансового кризиса.

Она улыбалась всем, кто приветствовал ее у входа и внутри кампуса.

Получив образование в монастырской школе, она безупречно говорила по-английски. Однажды, когда я готовилась к выпускному, то встретила ее в художественной галерее Джехангира на юге Бомбея, куда она приехала перерезать ленточку.

На этот раз она была одета в шелковое сари с принтом, и я поняла почему.

Наргис - одна из самых известных индийских актрис прошлого века. Фото: https://clck.ru/R3Ypy
Наргис - одна из самых известных индийских актрис прошлого века. Фото: https://clck.ru/R3Ypy

Она была замужем за Сунилом Даттом, и ее дни «леди в белом» закончились. Наргис носила белое, потому что Радж Капур любил всех своих женщин в белом. Его жена Кришна тоже всегда носила белое, даже после смерти Раджа.

У Наргис, как у женщины, был очень тонкий вкус и стиль в одежде. Если вы посмотрите «Бродягу» (1951) или «Сезон дождей» (1949), то увидите, что ее одежда ни разу не выглядит старомодной.

Ее прическа была уникальной, но в то время она не входила в моду. В этом есть еще заслуга самого Раджа Капура и его операторов, которые наделили образ Наргис на экране особенной магией.

Игра света и тени на ее крупных планах остается харизматичной по сей день, а подсветка создает эфирный ореол вокруг ее головы, подчеркивая ее черты лица.

Наргис и Радж Капур. Фото: https://clck.ru/R3YtF
Наргис и Радж Капур. Фото: https://clck.ru/R3YtF

Наргис редко играла сельских или необразованных женщин. Но когда она это сделала в фильме «Мать Индия» Мехбуба Кхана, то доказала, что может легко изменить свой образ, который зрители привыкли видеть в типичных постановках Раджа Капура.

Актрисам в те времена не нужно было показывать декольте, бедра или раздеваться на экране, и Наргис не была исключением.

Но в «Бродяге» она сыграла захватывающую сцену, где ей приходится переодеваться в присутствии героя. Между героем и героиней вешается кусок ткани и она просит его отвернуться.

Ее обнаженные плечи в этом небольшом эпизоде — идеальное сочетание щекотливости и сдержанности.

Та самая сцена из фильма "Бродяга". Фото: https://clck.ru/R3Ywa
Та самая сцена из фильма "Бродяга". Фото: https://clck.ru/R3Ywa

Еще одна красивая сцена, которую можно вспомнить, — это песня «Pyar Hua Ikrar Hua Hai Pyar Se» посреди сильного дождя в «Господине 420» (1955).

Одна из самых трогательных и завораживающих композиций, снятых в индийском кино. В этой песне трое маленьких детей Раджа Капура в плащах идут по тротуару, и пара указывает на них как на «символы будущего».

Наргис соответствовала Раджу Капуру в каждой эмоции, каждом движении тела, когда песня переходила от одной эмоции к другой.

Наргис - третий и самый младший ребёнок в семье. Фото: https://clck.ru/R3Z37
Наргис - третий и самый младший ребёнок в семье. Фото: https://clck.ru/R3Z37

Наргис родилась в Калькутте 1 июня 1929 года. Ее мать Джадданбай — одна из первых женщин-продюсеров и режиссеров индийского кино, была певицей классической музыки. Первоначально Джадданбай была куртизанкой, но вышла замуж за индуса, который позже обратился в ислам, однако этот брак оказался счастливым.

Джадданбай до этого дважды была замужем, от каждого из мужей родила по ребенку, Анвара и Ахтара Хуссейна, которые были очень близки с Наргис. Наргис родилась от третьего брака Джадданбай. Когда семья переехала в Бомбей, Наргис поступила в шикарную школу с английским языком обучения.

Ее настоящее имя было Фатима А. Рашид, которое ей поменяли на Бэби, когда пятилетней девочкой отдали в кинематограф. Ее первая роль в качестве главной героини случилась в 14 лет. Это был проект Мехбуба Кхана «Taqdeer» (1943) с Мотилалом.

В «Хумаюн» (1945) Наргис сыграла простолюдинку, Хамиду Бано, в которую влюбился Хумаюн (Ашок Кумар). Там она действительно очень хорошо проявила себя, хотя была еще очень молодой, ей едва исполнилось 16.

Кадр из кинофильма "Репутация". Фото: https://clck.ru/R3ZC8
Кадр из кинофильма "Репутация". Фото: https://clck.ru/R3ZC8

В «Репутации» (1949) Мехбуба Кхана Наргис нарушила общепринятые нормы и идеально сыграла современную героиню.

Зеркальная сцена, в которой она ставит под сомнение двойственность собственных чувств, была отличительной чертой ее театральных способностей.

Это был фильм, опередивший свое время, любовный треугольник, где она, как ведущая актриса, столкнулась с двумя восходящими звездами индийского кино — Дилипом Кумаром и Раджем Капуром.

Вероятно, именно во время съемок «Репутации» в нее влюбился Радж Капур, потому что вслед за этим проектом она работала с ним вместе в 16 фильмах, большинство из которых были сняты производственным домом РК.

Их пара в истории индийского кино считается самой популярной до настоящего времени. За исключением магии, созданной Уттамом Кумаром и Сучитрой Сен в бенгальском кино.

Созданная ими магия завораживала даже тогда, когда на экране присутствовали другие актеры, такие как Дилип Кумар в «Репутации» и Нимми в «Сезоне дождей».. Фото: https://clck.ru/R3ZGi
Созданная ими магия завораживала даже тогда, когда на экране присутствовали другие актеры, такие как Дилип Кумар в «Репутации» и Нимми в «Сезоне дождей».. Фото: https://clck.ru/R3ZGi

Однако стоит отметить, что Наргис, могущественная актриса, оставалась в тени Раджа Капура во всех их фильмах. Сюжет и сценарий всегда строились таким образом, чтобы персонаж в исполнении Раджа Капура был главным.

Только когда Наргис возобновила участие в фильмах других производственных компаний, таких как «Суд» (1958), «Лажванти» (1958) и, конечно же, «Мать Индия» и «День и ночь» (1967), она по-настоящему проявила в себя как актриса.

В «День и ночь» она сыграла женщину с нарушенной психикой, после замужества и рождения сына. Фильм не имел большого успеха, когда вышел в прокат, но принес Наргис ее первую Национальную награду за лучшую женскую роль.

Наргис с наградой - Filmfare  1957 год / Фото: https://clck.ru/R3ZLt
Наргис с наградой - Filmfare 1957 год / Фото: https://clck.ru/R3ZLt

История любви Наргис и Сунила Датта и их супружеской жизни похожа на сказку со своими взлетами и падениями, в основном из-за проблем, созданных их сыном Санджаем.

Наргис умерла до премьеры первого фильма Санджая. Младшая дочь Прия Датт сняла документальный фильм о своей матери под названием «Наргис», который успели посмотреть не многие. Также о Наргис была написана подробная биография.

До того, как ее пара с Раджем Капуром начала оказывать завораживающее влияние на публику, роли Наргис в фильмах «Роковой праздник» (1948) и «Джоган / Йогиня» (1950) были сосредоточены на ее красоте и таланте.

В фильмах, в которых она снималась в паре с Раджем Капуром, подчеркивалась ее неземная красота, хотя у нее было достаточно отснятого материала.

Наргис Датт. Фото: https://clck.ru/Q5dbp
Наргис Датт. Фото: https://clck.ru/Q5dbp

В «Испепеляющей страсти» Радж Капур даже рискнул придать себе уродливый вид с обгоревшей половиной лица, в то время как Наргис была представлена ​​как красивая, утонченная, современная личность.

Если присмотреться, можно заметить, что в большинстве фильмов с участием этой пары характер героя был многослойным и развивался на протяжении всего фильма, в то время как главная героиня была, скорее, катализатором, служащим для того, чтобы вызвать положительные изменения в мужчине, которого она любит.

Только когда она начала сниматься в фильмах с другими актерами, такими как Балрадж Сахини, Прадип Кумар и Сунил Датт, можно было увидеть, на что она способна. Без Раджа Капура Наргис смогла раскрыть свои таланты, скрытые за завесой красоты, гламура и славы.

Наргис с мужем и детьми. Фото: https://clck.ru/R3ZWC
Наргис с мужем и детьми. Фото: https://clck.ru/R3ZWC

После той случайной встречи в художественной галерее Джехангира я больше никогда не видела Наргис. Но воспоминания о ней до сих пор свежи в моей памяти настолько, как будто это было вчера.

Из воспоминаний журналистки Шомы Чаттерджи, перевод с английского Милы, специально для Bollywoodtime

О жизни и ролях индийских актеров прошлых лет читайте на канале БОЛЛИВУД РЕТРО
Жмите и подписывайтесь на хэштег #капуры Bollywoodtime чтобы читать интересные подробности из жизни актеров великой династии!

Спасибо за лайк!