2063 subscribers

Что такое каваий и почему японцы обожают все милое

Что такое каваий и почему японцы обожают все милое

Рассказали, как невинный круглый почерк японских школьников выплеснулся в мощную культурную волну.

Что общего у Hello Kitty, взрослых японцев, похожих на детей, и V-образного жеста победы на фото? Все это — признаки каваий. В переводе с японского слово «каваий» означает «милый», «хорошенький», «маленький». Им обозначают эстетику, которая подчеркивает невинность, детскость, ребячество. Сегодня каваий распространился на все сферы японской жизни.

Писатель Эктор Гарсиа Кирай уже 13 лет живет в Токио. Невероятный фанат Японии, он написал три бестселлера, посвященных Стране восходящего солнца. Вот что Гарсиа Кирай говорит о милоте по-японски в своей книге «Гик в Японии. Вдохновляющий гид по миру аниме, манги, дзена и каваий».

Откуда происходит феномен каваий

Неологизм «каваий» появился в языке в 70-е годы. В то время в японских школах возникла мода на чрезвычайно закругленные иероглифы. Такой почерк назвали словом «бурикко-дзи», что означает «казаться ребенком» или «быть как ребенок». На пике моды в стиле бурикко-дзи писало 50% девочек от 12 до 18 лет. Прилагательным «каваий» стали описывать милые, наивные округлости письма бурикко-дзи.

Вскоре мода на детскость вышла за пределы школ и в 80-х уже вовсю влияла на графический стиль афиш и шрифтов. А затем и вовсе превратилась в национальный эстетический феномен. Многие девушки начали одеваться и говорить, как маленькие девочки, а крупные компании стали эксплуатировать образ каваий в рекламе. Сегодня в Японии много продуктов, которые выпускают в двух версиях — серьезной и каваий, процветают мультсериалы с каваий-персонажами.

Почему каваий так популярен среди японцев

Говорят, что культура каваий возникла в противовес традиционному японскому обществу и социальному давлению, которое угнетает молодежь после университета: нужно «превращаться во взрослых», быть ответственным, зарабатывать деньги и создавать семью. Каваий — способ избежать такого давления. Можно сказать, это милый эскапизм, отрицание взросления, попытка избежать скучных обязанностей.

Еще говорят, что каваий появился в японском обществе несколько веков назад, и за последние пятьдесят лет понятие лишь укоренилось в подсознании японцев. По этой версии популярность каваий тесно связана с желанием, присущим каждому: быть любимым и защищенным. В Японии оно выражено ярче, чем в других обществах. Поэтому все инфантильное здесь вызывает эмпатию, эмоциональное расположение, а предметы и люди «имеющие» каваий, вызывают добрые чувства.

Какие они — персонажи каваий

В Японии можно увидеть водителей грузовиков с фигурками Hello Kitty на ветровом стекле и бизнесменов с подвесками Дораэмон. 47 японских префектур имеют символы в стиле каваий. Каваий-персонажей изображают на брелоках, кредитных картах, презервативах и даже самолетах. А в некоторых синтоистских храмах выдают амулеты Hello Kitty на удачу! Список можно продолжать до бесконечности.

Для того чтобы персонаж или животное-талисман считалось каваий, у него должны быть большая голова, короткие ноги, округлые формы и короткие руки без пальцев. Рот маленький или вовсе отсутствует, как у Hello Kitty. Кстати, именно Hello Kitty — прототип персонажа каваий. Она тоже появилась в 70-х одновременно с письмом бурикко-дзи. Большинство животных-талисманов обладает характеристиками, схожими с Hello Kitty.

В чем разница между каваий и красотой

«Каваий» не равно «красивый». Элегантность, стилизованность форм, аура серьезности и зрелости — признаки красоты. Инфантильность, округлые формы, внешний вид, демонстрирующий незащищенность, — признаки каваий.

Для наглядности рассмотрим такой пример. Когда щенок вырастает, он превращается во взрослую собаку. Эта собака может быть красивой или не очень, это не важно. Ясно одно: подросшая собака точно не останется такой же милой, как в детстве. Поэтому двухмесячный щенок — не красивый, а каваий.

Почему Япония стала центром мирового технического прогресса? Как манга завоевала мировую популярность? Что помогло японским компаниям Nintendo, Sega, Sony захватить рынок видеоигр? Познакомиться поближе с традиционной и современной культурой Японии поможет книга «Гик в Японии. Вдохновляющий гид по миру аниме, манги, дзена и каваий». Заказать ее можно по ссылке.