Противный интерес: что видят библиотекари в картинках колб с мочой?

10.03.2018

Что средневековое медицинское руководство может рассказать об истории цветного книгопечатания

В начале XVI века цветные рисунки в книгах использовались очень редко, только если для этого была веская причина. «Печать изображений отнимала дополнительное время и деньги, – рассказывает Кэролайн Дюроселл-Мелиш, куратор Шекспировской библиотеки Фолджера. – Картинки не могли быть в книге просто для красоты. Любая из них должна была окупить вложенные в неё средства».

Страницы, размещенные выше, с полностью цветной печатью, взяты из медицинского текста Ульриха Пиндера, напечатанного в 1506 году в немецком городе Нюрнберг. По количеству цветов в них сразу видно, насколько они были важны для издателя. На левой странице размещен круг колб, каждая из которых окрашена в различные оттенки желтого, розового, черного, коричневого или зеленовато-синего. На другой странице те же колбы расположены рядами и сопровождаются более подробной информацией о цветах и о том, что может означать каждый оттенок. Все эти колбы показывают образцы человеческой мочи.

К тому времени визуальный анализ мочи уже несколько веков практиковался как основной метод диагностики. В XII веке один врач даже изобрёл специальный стеклянный сосуд, использовавшийся для сбора и изучения образцов. У каждого уважающего себя доктора с тех пор обязательно была такая штука, и эти колбы стали символом профессии.

Средневековое изображение целителя
Средневековое изображение целителя

Осмотр этой противной жидкости стал настолько популярным, что люди стали сами диагностировать собственные болезни, основываясь исключительно на знаниях о цветах урины. Это была настоящая революция в домашней медицине, которая заменяла тогдашним людям современный поход в Интернет за советом.

Но технология печати в те времена была ещё не достаточно хороша, чтобы изображения могли верно передать нужный цвет. «Тот случай, когда надо не только читать, но и рассматривать изображение», – признаёт Дюроселл-Мелиш, курирующая выставку, на которой книга Пиндера выставляется вместе с другими иллюстрированными изданиями XV-XVIII веков.

Тем не менее, подобные справочники распространились по всей Европе, хотя использовать их как образец, по мнению современных медиков, могло быть опасно для жизни. Технология печати не справлялась с задачей разнообразия нужных оттенков. Учёные рассмотрели, что такие изображения печатались в черно-белом виде, а потом раскрашивались вручную.
Присмотритесь к схеме выше. Цвета на соседних страницах даже не совпадают между собой.

Картина Корнелиса де Би, XVII век
Картина Корнелиса де Би, XVII век

Изучение разных экземпляров этого издания показало, что цвет добавлялся по заказу владельца уже после покупки книги. Никаких чётких стандартов, конечно, не было. И хотя некоторые книгоиздатели отдельно печатали подробные инструкции по раскрашиванию, ремесленники, которые выполняли эту работу, не всегда их выполняли.

Самое интересное, что с такой ситуацией все мирились, хотя в этом случае неправильное использование цветов могло сильно затруднить правильную диагностику. Поэтому настоящие врачи использовали такие книги больше как элемент шоу, разыгрываемого перед пациентом, а сами читали нужные описания на латыни, не обращая внимания на цвет в книге.

До новых книг!
Ваш Book24