«Не всегда то, что кажется правильно взрослым, с удовольствием читают дети»: интервью с Натальей Эйхвальд

3 August

Разговор с издателем (издательство «Пять четвертей»)

Сегодня у меня в гостях Наталья Эйхвальд – генеральный директор издательства «Пять четвертей». Поговорили с ней о подростковой литературе, школе и необоснованно табуированных темах в детских книгах.

***

Наталья, добрый день. «Пять четвертей» специализируется на литературе для ребят 8-18 лет. Чем вас, как издателя, привлекает этот возраст?

Анна, здравствуйте! Надо же — на один этот вопрос у меня появилось так много ответов. Во-первых, я большой фанат именно текста, я совершенно не визуал сама по себе. Во-вторых, моя работа — это моя жизнь, а в ней моим детям 9 и 11 лет. В-третьих, подростковый возраст, мне кажется, самый интересный период в жизни человека, когда он делает первые шаги на сложном пути к осознанию себя. Литература для подростков как живой организм, быть частью которого невероятно круто!

А что вы сами читали, когда учились в старших классах?

Знаете, я часто об этом говорю на лекциях. Современным детям невероятно повезло: столько книг на полках библиотек! Они могут читать повести и романы своих современников. В моем детстве о таком бурном литературном процессе можно было только мечтать. И я читала те собрания сочинений, которые до сих пор стоят в половине российских домов. Романы той же Жорж Санд, например. Сейчас я от этих воспоминаний вздрагиваю.

Есть мнение, что литература для школьников и подростков устаревает гораздо быстрее, чем книги для малышей и дошкольников. То есть, если бы Чуковский писал для детей постарше, то вряд ли до сих пор сохранил своё лидерство. Что думаете по этому поводу?

Обычно родители предпочитают предлагать детям те книги, которые они сами читали в детстве. Книга из собственного детства кажется понятной и безопасной. Но я не думаю, что популярность в целом коррелируется с возрастом читателя. Просто в условные десять у тебя больше свободы в том, что ты читаешь. А значит, ты уже можешь сам найти новые имена и выбрать актуальные для себя темы, а старые, посоветованные родителями книги постепенно отходят на второй план, стираются из памяти. Ну а если уж о Чуковском... Мне кажется, что секрет его популярности совершенно в другом.

Кстати, прогрессивные родители утверждают, что перегруженная и напичканная ненужным школьная программа сама по себе мешает детям читать. И что именно в школе зарождается нелюбовь к книгам. Можете согласиться с данным утверждением?

Тут я чувствую себя практически джедаем: сила в балансе. Моим детям, конечно, тоже не скрыться от школьных списков. Но у нас в семье строгая договоренность: на каникулах и в свободные вечера они читают то, что хотят. И гори оно всё огнем.

Какие темы сейчас в тренде? И какие книги и тематики выбирают сами дети?

Не всегда то, что кажется правильно взрослым, с удовольствием читают дети. Да и дети совершенно разные: кому-то подавай фантастику со сложным сюжетом, а кто-то пищит от реализма и описания житейских проблем. Однако современная детская литература отвечает на любой запрос: на рынке хватает книг и про развод, и про школьные взаимоотношения, и про перемещения во времени, и про первую любовь. Вот только баланса тут порой не достает. К сожалению, сложнее договориться с родителями, объяснить им важность диалога о непростой книге, чем с подростком, который мечтает, чтобы его воспринимали как равного и, соответственно, перестали прятать от него жизнь.

Если ли сейчас в отечественной литературе необоснованно табуированные темы? Почему подобное явление до сих пор не изжило себя?

Конечно, есть. Мы с трудом говорим о смерти, болезни, войне, разводе, буллинге и многом другом. Еще раз — с трудом, но говорим. Так что я в данном случае предпочитаю верить в силу разума и слова.

В чём основные отличия западной и российской современной литературы? И есть ли книги, которые при всей своей популярности в Европе, не «заходят» у наших читателей?

Различий хоть отбавляй! И в истории российского книгоиздания немало случаев, когда мировой бестселлер с треском проваливался у нас. Но объективно я не могу усмотреть в этом системной ошибки. С каждым годом граница становится всё прозрачнее.

Как отбираете книги для издания? С какими авторами предпочитаете работать?

Меня тут один зарубежный коллега спросил, чем издательство «Пять четвертей» будет отличаться от остальных издательств, специализирующихся на том же возрастном сегменте. Ответ дался мне непросто. Пока я пыталась сформулировать его, у меня потели руки. Но в какой-то момент я поняла, что издательство — это просто взгляд твоей команды на литературный процесс. То, что происходит сегодня, ещё не имеет оценки — хорошо или плохо. Эту оценку формируешь ты. Так что я могу полагаться только на свой литературный вкус и на своих коллег, которые большие умницы и профессионалы книжного дела.

Чем порадуете своих читателей в будущем? Какие проекты уже начаты и что запланировано на ближайший год-два? 

Мы работаем всего месяц, поэтому пока успели немного в масштабах вечности. От первой книги нас отделяет еще полтора месяца корректуры, верстки и печати. Но я вас уверяю, что мы взяли в работу великолепные проекты и сделаем все, чтобы не подвести тех людей, которые согласились нас поддержать. Ответственность перед авторами у нас сейчас колоссальная, так что в планах работать на 11 из 10.

Подробнее о книгах издательства «Пять четвертей» можно узнать здесь.