Он превратил молитву в фарс. Но мне всё равно понравилось. Моя рецензия на спектакль "Утиная охота" с Хабенским.

Во мне давно уже сошлось несколько страстей - любовь к пьесам Вампилова и киноработам Даля. Поэтому в списке моих самых любимых фильмов в первой пятёрке стоит "Отпуск в сентябре" Виталия Мельникова. И конечно Даль для меня - образцовый Зилов. Но всё же это кино. В театре ему по классической постановке сыграть не удалось. А ведь автор писал именно пьесу. И именно для театра были чётко прописаны все световые и сценические эффекты. И вот наконец я их увидела. Как и Зилова-Хабенского. Об этом дальше и пойдёт мой рассказ.

Константин Хабенский и Михаил Пореченков в спектакль "Утиная охота"
Константин Хабенский и Михаил Пореченков в спектакль "Утиная охота"

Канал "Культура" на этой неделе решил побаловать своих зрителей телеверсиями театральных постановок начала 2000х по пьесам классиков. Как только я увидела рекламу "Утиной охоты" на сцене МХТ, поняла, что три часа я потрачу не зря.

Пьеса "Утиная охота" Александра Вампилова - моё самое любимое классическое произведение, которое я знаю практически наизусть. И странный, мятущийся, далеко не привлекательный по внутренний качествам Зилов, мне почему-то всегда был понятен. Я люблю смотреть "Отпуск в сентябре" - фильм, снятый по пьесе, осенью, когда идут дожди. Мне очень нравится серый фон Петрозаводска, отражённый в картине, и конечно же неподражаемые актёры - Даль, Богатырёв, Леонов, Гундарева, Купченко, Бурляев...

Кадры из фильма "Отпуск в сентябре"
Кадры из фильма "Отпуск в сентябре"

Но "Утиная охота" пьеса театральная, и очень хотелось увидеть её в каноническом смысле, на сцене.

Помимо соблюдённых световых эффектов - погружения сцены в тень и возвращение к свету, вращения самой сцены с выстроенными декорациями на манер карусели, что как раз рекомендовано самим автором, есть конечно же свои режиссёрские и актёрские прочтения. И это очень интересно. Какие-то танцевальные элементы, похожая одежда двух главных актрис, комические манипуляции с гвоздиками, и прочее, и прочее...

Спектакль "Утиная охота" на сцене МХТ
Спектакль "Утиная охота" на сцене МХТ

Не совсем привычен был комедийный характер множества сцен. Для меня это произведение всегда было трагедией, а здесь, в театре, повсеместно слышен смех. А аплодисменты, как это ни странно, три раза подряд срывает Пореченков во второстепенной роли официанта Димы за почти бессловесные кошачьи улыбки.

Михаил Пореченков в роли Димы
Михаил Пореченков в роли Димы

Безумно понравилась игра актрисы Елены Пановой (роль жены Зилова Галины). Именно такой я представляла главную героиню, ей безоговорочно веришь. Их сцену с Хабенским, когда главные герои вспоминают первое объяснение в любви, можно пересматривать бесконечно.

Елена Панова
Елена Панова

Что интересно, роль Ирины, одной из любовниц Зилова, исполняла юная на тот момент актриса Ольга Литвинова. Позже, спустя значительное количество времени, она стала второй женой Константина Хабенского и родила ему двух дочерей.

Ольга Литвинова
Ольга Литвинова

А вот роли Веры всегда не везёт с теми дамами, которые её играют. Что в фильме с невнятной Ириной Резниковой, которая была практически никакой, что в этой постановке с Екатериной Семёновой.

Ирина Резникова в фильме "Отпуск в сентябре"
Ирина Резникова в фильме "Отпуск в сентябре"

Последняя сразу выделяется своим возрастом на контрасте с Хабенским, она вульгарно одета и ведёт себя развязно, даже танцует что-то вроде стриптиза на декорации, имитирующей шест. Она вся такая уж слишком Вера. Образ чересчур гиперболизирован. А ведь по сути, в этой роли заложен глубинный смысл, и можно было бы сыграть не поверхностно, а совершенно по-другому, особенно в сцене, где Зилов обличает своё окружение во всех их пороках. Впрочем, это лично моё мнение.

Екатерина Семёнова
Екатерина Семёнова

Мне понравилась Ирина, в фильме она также была неудачной и серой, а здесь Ольга Литвинова преподнесла нам образ так как нужно, без лишних наигранных драм. Режиссёр зачем-то убрал момент, когда она должна кричать - "Спасите же его, спасите". Но элемент с похожестью платьев жены и юной любовницы я заметила и оценила. Это был довольно интересный ход.

Ольга Литвинова и Константин Хабенский
Ольга Литвинова и Константин Хабенский

Саяпина-Семчева невольно сравниваешь с Саяпиным-Богатырёвым, в пользу последнего. Конечно, фильм у меня в большем фаворе.

Александр Семчев в роли Саяпина
Александр Семчев в роли Саяпина

В конечном счёте, не зря я цитировала Костика из моего любимого фильма "Покровские ворота", который говорил "Он превратит молитву в фарс". Эта строчка мне и пришла на ум, как только я увидела Константина Хабенского на театральной сцене. Мне безусловно понравилась пьеса и все артисты, замечаний у меня, как видите, немного. Но основное из них - если в Хабенском образца начала 2000х видели его героя из "Убойной силы" Игоря Плахова и даже рецензии имели название "Менты" добрались до театральных подмосток", то для меня такой ассоциации не было, а было лишь небольшое разочарование по поводу смеха и шуток со сцены. Конечно, это трагикомедия, так и написано на афише. Но для меня вся история Зилова - это трагедия, драма запутавшегося героя, "плохого-хорошего человека", как у Чехова. Человека, которого несмотря на всю внутреннюю грязь, продолжают любить женщины, дружить друзья и ценить начальство. И разве пьеса, в которой происходит по ходу действия попытка самоубийства, может сопровождаться смехом?

Олег Даль в фильме "Отпуск в сентябре" в роли Виктора Зилова
Олег Даль в фильме "Отпуск в сентябре" в роли Виктора Зилова

В конце фильма я плакала. Здесь мне плакать не хотелось. Для меня много значит картина или постановка, которая заставила меня заплакать. Я отметила профессионализм актеров, режиссера... Но пьеса тронула меня гораздо меньше, чем фильм. Хотя я рада, что наконец-то ее посмотрела.

Ставь лайк и подписывайся на канал! Всем Удачи!