Почему еда в самолете кажется невкусной

02.05.2018

То, что еда в самолете зачастую кажется пассажирам такой невкусной, связано с изменением восприятия вкуса на большой высоте, выяснили ученые. Авиакомпании знают это и пытаются учитывать при составлении меню, однако получается не всегда хорошо.

Как и почему меняется восприятие вкуса

Вкусовые рецепторы и обоняние начинают иначе работать на высоте. Дело в том, что в самолете есть сразу несколько факторов, с которыми мы не сталкиваемся в обычной жизни. Это недостаточная влажность (в районе 12%, то есть примерно, как в пустыне), низкое давление воздуха и постоянный шум.

Атмосфера на борту влияет на обоняние и понижает восприимчивость вкусовых рецепторов к сладкой и соленой еде примерно на 30%, выяснили в 2010 году исследователи из Института строительной физики Общества Фраунгофера (Штутгарт, Германия) по заказу немецкой авиакомпании Lufthansa.

Ученые построили специальную лабораторию, давление воздуха в которой было понижено до значений, соответствующих полету на высоте 10,6 км. Кроме того, исследователи откачали влагу из воздуха и воспроизвели шум двигателей самолета.

Фото: Сергей Анашкевич
Фото: Сергей Анашкевич

Интересно, что, несмотря на понижение способности ощущать вкус сладкого и соленого, восприятие кислого, горького и острого почти не меняется.

Как это учитывают авиакомпании

Чтобы еда оставалась вкусной, авиакомпаниям приходится дополнительно сдабривать ее. Ее солят и перчат сильнее, чем если бы готовили для пассажиров, которые собрались обедать на земле.

Кстати, такие приправы, как, например, как кардамон, лемонграсс и карри приобретают на большой высоте более интенсивный вкус, чем соль или сахар, поэтому с ними надо не переборщить.

Особая задача – приготовить сразу еду для нескольких сот человек, упаковывать, охладить и заморозить так, чтобы она могла пережить повторный разогрев в воздухе. Все это изменило бы вкус еды, даже если бы ее подавали на земле. И все это необходимо учесть производителями еды для авиапассажиров.

Для разогрева еды на борту авиакомпании используют конвекционные печи, в которых контейнеры с пищей обдуваются горячим сухим воздухом. Использование микроволновых печей и открытого огня не допускается.

Для улучшения качества еды, авиакомпании начинают проводить эксперименты с опытными образцами блюд в специально созданных лабораторных условиях. Например, компания SATS, которая готовит для пассажиров Singapore Airlines, имеет собственный симулятор салона самолета, в котором воспроизведены условия полета на высоте 10,6 км. Там тестируют новые вкусы.

Какая еда самая вкусная в полете

Впрочем, подобная высокая кухня доступна для пассажиров первого и бизнес-класса. В экономе пассажирам дают бутерброды, рис, макароны, курицу, говядину, овощи. Теперь мы знаем, почему в наборах всегда есть соль и перец.

Только рис и говядину можно разогревать несколько раз, и они не станут хуже, утверждает директор кулинарного подразделения воздушных шеф-поваров Азиатско-Тихоокеанского региона Фриц Гросс.

По его словам, все остальные блюда (паста, курица, рыба) либо теряют свою привлекательность, либо пользу на этапах разогрева.

А что с напитками

По уже упомянутым выше причинам пассажирам в самолете больше всего нравится томатный сок.

Специалисты, знакомые с технологиями обслуживания на борту советуют пить только бутилированные напитки. Если воду не наливают из бутылки, а приносят из общего самолетного чана (как в «Победе»), то от нее лучше отказаться. Не стоит брать также чай или кофе, потому что емкости с горячей водой в самолете достаточно сложно чистить и делают это крайне редко.

При подготовке материала использовались фото Сергея Анашкевича.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать объясняющие тексты про российскую и мировую авиацию.
Больше новостей и анонсы наших публикаций в нашем паблике в соцсети Вконтакте и в мессенджере telegram>>