Почему предложение «Победы» сделать платную регистрацию в аэропорту – правильное

На днях «Победа» выступила с очередной инициативой, которую общественность в соцсетях восприняла, как водится, в штыки. Ее суть в том, чтобы отменить бесплатную регистрацию в аэропортах. «Победа» предлагает оставить пассажиру выбор: зарегистрироваться самому через интернет с компьютера или смартфона бесплатно, либо сделать это в аэропорту за деньги. Предположительно, это будет стоить 1000 рублей.

«Победа» объясняет – регистрация – это процедура, за которую авиакомпания платит аэропорту, причем вне зависимости оттого – регистрирует аэропорт пассажира или же пассажир все сделал сам через интернет. Таким образом авиакомпания теряет деньги. Кроме того, отсутствие регистрации выгодно и аэропортам, которые смогут разгрузить свои стойки.

Предложение «Победы» отчасти уже реализовано за рубежом. Некоторые лоукостеры взимают плату за регистрацию на стойках. Бесплатным остается вариант – зарегистрироваться и распечатать посадочный талон из дома, а затем прийти с этой бумажкой в аэропорт и, минуя стойки, пройти на посадку. Такой же принцип реализовала за границей и «Победа», объявив сбор в 25 евро за регистрацию в аэропорту.

Критики идеи тоже в чем-то правы. Регистрация – это технологическая часть полета, которая нужна авиакомпании, а не пассажиру. Поэтому плата за нее – скрытое повышение цены для тех, кто забыл, не успел, не имел возможности… Это, как если бы, при определенных условиях брали деньги за досмотр при выходе на посадку или за автобус от терминала до самолета.

Эта позиция понятна, но скрытые платежи есть практически везде, просто не все об этом говорят. Например, в билет купейного вагона включен платеж за белье, и даже если вы едете на небольшое расстояние дневным поездам, вам все равно положено белье. А в любой билет на междугородний автобус включена страховка.

Зачем вообще нужна регистрация и почему на самолет нельзя просто купить билет, выбрать место и прийти к отправлению, как на поезд? Причастные к авиации объясняют: во-первых, пассажиров надо правильно рассадить, чтобы у самолета не была нарушена центровка (например, если полетит полсамолета людей и все купят места с одной стороны борта). Нарушение центровки может стать причиной катастрофы.

Во-вторых, надо посчитать, сколько из купивших билет придет на самом деле и, если останутся места, досадить других желающих лететь. В-третьих, регистрация – это возможность сообщить пассажиру об изменениях, которые могли произойти со временем вылета и т.д. с момента покупки билета.

Мне представляется, что просто еще не найдено технологическое решение для всех этих вопросов, вот и работают по старинке. Что касается центровки – сайты могли бы продавать билеты с учетом этого параметра. А что касается – посчитать тех, кто пришел… Так и сейчас часто бывает, что пассажир регистрируется из дома за сутки или несколько и не приходит. У Ryanair вообще есть услуга ранней регистрации за 60 суток! Вот купил человек билет за два месяца и потом следующий контакт с авиакомпанией у него только при посадке в самолет.

Есть же еще багаж, кто-то скажет. Да, но уже и сейчас в аэропортах есть стойки для сдачи багажа теми, кто уже зарегистрирован. В некоторых аэропортах багаж машины без участия людей.

В общем, по всему выходит, что регистрация – атавизм, который уже не особо нужен ни пассажирам, ни аэропорту, а авиакомпании просто еще не разработали механизм отказа от него. И если «Победа» сделает первый шаг, по сути, принудит пассажира за сутки до вылета зайти на сайт и нажать пару кнопок, будет только лучше. И да. История о том, что «не у всех же есть интернет» сейчас уже не работает. Если человек смог купить билет, то сможет и зарегистрироваться. На худой конец, попросит родственников или соседей.

Что обещает «Победа» пассажиру в обмен на введение платной регистрации? Понижение цены билета. Вернее, что более вероятно, не понижение, а отложенное повышение. Сейчас авиакомпании одна за другой поднимают цены, потому что растет стоимость авиакеросина. Ну и что в этом плохого?