7064 subscribers

«Суперджетом» займется экс-министр обороны Сердюков. И это хорошо

2,1k full reads

Председателем совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации избран экс-министр обороны Анатолий Сердюков. ОАК объединяет все крупнейшие авиастроительные предприятия в России, в том числе «Гражданские самолеты Сухого», производящее «Суперджет».

Анатолий Сердюков
Анатолий Сердюков

Ранее этот пост занимал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Напомню, что с 2015 года Сердюков – индустриальный директор Ростеха, курирующего вопросы авиационной промышленности. Сейчас проходит интеграция ОАК в «Ростех».

Что происходит с «Суперджетом»

Самолет «Сухой Суперджет 100» еще десять лет назад был главной надеждой российской авиации. Ему прочили конкуренцию с такими производителями, как канадский Bombardier и бразильский Embraer.

В действительности, самолет не смог широко выйти на международный рынок, его эксплуатируют только страны третьего мира, типа Мексики, а в Европе от него отказались.

Сухой Суперджет «Аэрофлота». Фото:  Виктория Ноговицына
Сухой Суперджет «Аэрофлота». Фото: Виктория Ноговицына

В России авиакомпания «Ред Вингс» вывела «Суперджеты» из эксплуатации. Второй по размерам эксплуатант после «Аэрофлота» – «Ямал» – уже заявил об отказе от новых закупок. А директор «Аэрофлота» Савельев ранее открытым текстом заявлял, что самолет перевозчику был навязан.

«Мы исходим из того, что машина должна летать. Кто, кроме нас, будет ставить ее на крыло? Попросту нет в стране другой такой компании. Да, это определенные затраты, головная боль. Если бы «Аэрофлот» был частной лавочкой, не факт, что акционеры захотели бы это делать. Но мы с пониманием относимся к ситуации и считаем, что SSJ 100 полетит», – говорил Савельев.

На сегодняшний день потеряно уже три борта – в Индонезии (45 жертв), Якутске (без жертв) и Шереметьево (41 жертва). В первых двух случаях вроде как самолеты не виноваты, по третьему идет расследование.

Сухой Суперджет «Аэрофлота». Фото:  Виктория Ноговицына
Сухой Суперджет «Аэрофлота». Фото: Виктория Ноговицына

Тем не менее, понятно уже сейчас, что имидж у самолета – крайне плох. О том, что у него гигантские проблемы с техническим обслуживанием, – кажется, знает уже даже ребенок. Кроме того, ежедневно отменяются десятки рейсов этого типа.

Чем может помочь Сердюков

Анатолий Сердюков в армии провел ряд непопулярных реформ, для многих став кем-то типа его тезки Чубайса, то есть олицетворением абсолютного зла. Избрание Сердюкова в ОАК в профильных телеграм-каналах прокомментировали с иронией, типа «Ну теперь-то отрасль спасена».

Тем не менее, наверху прекрасно понимают, что Сердюков сделал для армии (не об этом сейчас речь, почитайте, например, его интервью «Огоньку», где он подробно объясняет суть реформы и то, чего удалось и не удалось добиться). Так что разговоры про «развал армии» оставьте.

Да, Сердюков умеет принимать непопулярные решения в пользу эффективности. И, скорее всего, совсем скоро мы увидим жесткие шаги по реформированию авиаотрасли, а они, очевидно, нужны.

«Сердюков стал пред. совета директоров ОАК. Если Чемезову нужен был человек, который наконец найдет способ спихнуть с баланса входящих в ОАК компаний избыточные мощности, и привести их в соответствии с потребностями, то это вполне годное решение. Число заводов нужно сокращать, потому что развивать их при наших объемах производства, что текущих, что перспективных, невозможно. По-хорошему конечных сборочных площадок должно остаться не более трех-четырех. Но, подозреваю, что при первом же серьезном подходе к снаряду, начнется громкий слезный вопль», – пишет телеграм-канал «Адекват».