ОСАГО: Переход к свободному тарифу необходим

20 December 2018

Генеральный директор страховой компании «НАСКО» Эдуард Кабаков рассказал основателю и руководителю агентства «БизнесДром» Павлу Самиеву о развитии рынка ОСАГО, роли на нем региональных игроков, усилиях страховщиков по противодействию мошенничеству и своем видении необходимости реформы рынка

— Эдуард, реформа ОСАГО — самая обсуждаемая сегодня тема на страховом рынке. Но прежде чем перейти непосредственно к ней, попрошу вас кратко обрисовали ситуацию на рынке. С чем связана необходимость реформы?

— Рынок ОСАГО на протяжении первых 10 лет своего существования, с июля 2003 года, развивался, в целом, плавно и поступательно. Сборы страховщиков год от года росли, убыточность оставалась во вполне приемлемых рамках, страховщики активно боролись за доли на этом рынке и за объемы бизнеса, в том числе используя демпинг по размеру комиссионного вознаграждения.

Однако в последние пять-шесть лет рынок вошел в кризисную фазу развития, в период активного «тюнинга» и реформирования. В 2013 году страховщики ОСАГО впервые зафиксировали в большинстве регионов стабильную убыточность этого вида (с учетом судебных выплат), многие страховщики начали занижать выплаты или затягивать сроки урегулирования. Появилось понятие «токсичность» — в тех регионах, где убыточность была заметно выше, страховщики просто сворачивали продажу полисов ОСАГО, что вызывало рост социальной напряженности и недовольства населения. Начали возникать проблемы с бланками полисов, во многих регионах купить полис стало практически невозможно. Уровень удовлетворенности страхователей ОСАГО как финансовой услуги заметно снизился. Резко активизировались мошенники, деятельность которых увеличила и без того высокую убыточность.

— Об убыточности рынка страховые компании говорят не первый год. Неужели эта тенденция до сих пор сохраняется?

— Развитие кризисных явлений в ОСАГО и общая ситуация на страховом рынке ведут к неуклонному снижению числа страховщиков, занимающихся этим видом: в 2004 году их было 180, к середине 2015-го осталась половина (90 компаний), а за второе полугодие 2018 года данные по ОСАГО сдали в ЦБ РФ только 53 компании. Кроме того, изменился расклад сил в пользу региональных страховых компаний. Это случилось по ряду факторов, среди которых и органический рост, и покупка портфелей других страховщиков или целиком компаний, и развитие федеральных сетей, и перераспределение продаж ОСАГО через электронные каналы (е-ОСАГО, «Единый агент» и «Е-Гарант»). Но общим благоприятным для всех региональных страховщиков фактором стало сворачивание региональных агентских сетей, принадлежащих некоторым федеральным компаниям, в первую очередь, конечно, Росгосстраху. Похоже, что региональные компании смогли более активно, нежели федеральные, использовать возможности, открывшиеся перед ними в результате кризиса.

Тем не менее общие показатели убыточности ОСАГО оставляют желать лучшего. Так, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), общий финансовый результат по итогам 2017 года составил минус 34,3 млрд рублей. Отмечу, что в этом году ситуация несколько улучшилась — в первую очередь благодаря совместным усилиям РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по лоббированию изменений в системе законодательного регулирования, работе с информационными системами, с местными органами управления и судами, по противодействию страховому мошенничеству. В итоге в этом году средняя выплата по ОСАГО снизилась на 17% и составила 64 тыс. рублей, при том что сборы (с января по июль 2018 года) упали на 1% (до 128,9 млрд рублей), а общие выплаты уменьшились на 29% (79,7 млрд рублей).

— Сегмент ОСАГО, по крайней мере, если судить по словам самих страховщиков, более других подвержен мошенничеству. Вы только что также упомянули эту проблему. Какие шаги предпринимает страховое сообщество для борьбы с этим явлением?

— РСА развернул серьезную и планомерную работу по борьбе со страховым мошенничеством. В большинстве субъектов страны созданы рабочие группы по противодействию противоправным действиям в ОСАГО, которые должны координировать эту работу и обеспечивать взаимодействие страховщиков и местных органов власти. В ряде федеральных округов были проведены крупные межведомственные совещания.

Одним из наиболее надежных индикаторов распространения страхового мошенничества и уровня «токсичности» региона с точки зрения убытков является показатель средней выплаты по ОСАГО. Для разных регионов РФ этот параметр показывает различную динамику, в том числе благодаря усилиям, предпринимаемым страховым сообществом. При этом до сих пор средняя выплата в благополучном регионе в 4,5 раза отличается от показателя неблагополучного. Наибольший на сегодня показатель — в Северной Осетии (Алании), где средняя выплата составляет почти 160 тыс. рублей.

При этом степень благополучности того или иного региона можно оценить, сравнивая динамику изменения средней выплаты в нем с общероссийскими трендами. В ряде регионов продолжается устойчивый рост среднего значения выплаты, что позволяет относить такие регионы к «токсичным».

— Эта проблема должна решаться прежде всего на государственном уровне или наиболее эффективный способ — усилия самих страховщиков?

— Я считаю, что никакие усилия никаких страховых союзов не смогут помочь страховщикам бороться со страховым мошенничеством, если эта работа не будет поставлена на самом высоком уровне внутри компаний. Кстати, среди региональных компаний, которые показали в ОСАГО наиболее высокие темпы прироста доли рынка, как раз и присутствуют наиболее непримиримые к мошенничеству страховщики. Они доводят до суда каждый случай противоправных посягательств, поэтому мошенникам просто невыгодно связываться с ними и пытаться на них незаконно зарабатывать.

Если говорить о нашей компании, то общая сумма по выявленным службой экономической безопасности мошенничествам за год превысила 391 млн рублей. В правоохранительные органы нами направлено 629 заявлений и 30 обращений в отношении преступлений лиц, уличенных в мошенничестве, и их пособников. На текущий момент возбуждено 32 уголовных дела по 49 эпизодам на общую сумму более 30 млн рублей.

Готовность страховщиков в регионах судиться с мошенниками — важный показатель их активности и мобилизованности. К сожалению, не во всех регионах важность этой работы осознана страховщиками, и число судебных решений по регионам тоже меняется в разные стороны. Для ряда регионов, впрочем, снижение числа судов с мошенниками может означать, что их там удалось победить и что они сворачивают свою активность.

— Теперь о реформе, под которой прежде всего понимают либерализацию тарифов на этот вид страхования. Хотелось бы услышать о вашем отношении к данной реформе.

— Прежде всего отмечу, что Банк России и союзы страховщиков приняли за последние пять лет ряд радикальных мер в системе ОСАГО, которые в итоге привели к возникновению совершенно иного ландшафта рынка. Были увеличены базовые тарифы и пересмотрены поправочные коэффициенты. Произошел рост лимитов, внедрены системы «Единый агент» и «Е-Гарант», широкое распространение получило электронное страхование ОСАГО (е-ОСАГО), введены процедуры натурального возмещения, разработаны единые справочники цен на запчасти, стандарты работы оценщиков и многое другое.

РСА совместно со Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) провел работы по приближению существующей системы ОСАГО к западным стандартам. Подчеркну, что действия по распространению европротокола увеличили число пользующихся данной возможностью автовладельцев за четыре года с 2–4 до 34%.

Следующими шагами должны стать поэтапная либерализация ценообразования и персонализация тарифа по ОСАГО, одобренная Минфином и Банком России. Первый этап, по первоначальному плану, должен был стартовать летом 2018 года, однако по ряду политических причин необходимые законодательные изменения приняты не были и реализация плана немного отодвинута. На первом этапе предполагались расширение тарифного коридора по базовому тарифу на 20% в каждую сторону, корректировка системы КБМ (коэффициент бонус-малус) и коэффициентов возраст-стаж (предполагается увеличить количество сегментов по возрасту и стажу до 50 вместо действующих пяти). На втором этапе должны быть приняты и вступить в силу законодательные изменения, дающие возможность индивидуализации тарифа, автоматическое расширение тарифного коридора в силу закона и расширение полномочий Банка России в сфере ОСАГО. На третьем этапе (не ранее середины 2020 года) тариф освобождается при возможном сохранении каких-то социальных коэффициентов. Кроме того, Банк России озвучил намерение расширить контроль за посредниками в сфере ОСАГО.

Считаю, что переход к свободному тарифу необходим, но он должен быть постепенным, чтобы не нарушать интересы социально незащищенных групп потребителей. Процесс должен стартовать как можно скорее и начинаться с расширения тарифного коридора, который уже сейчас позволит страховщикам с помощью цен влиять на убыточность в проблемных регионах.