Как французский танк Renault FT-17 стал «Русским Рено».

История легкого танка "Рено" началась в декабре 1915 года с полковника Жана Этьена, в будущем известного как «отец танков». Он видел что для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов и пушек необходимо создать легкую маневренную бронированную машину. Полковник Этьен обратился к владельцу автомобильной фирмы и известному конструктору Луи Рено и предложил построить легкий танк. В начале Рено отверг проект, мотивируя это тем, не имеет опыта постройки таких машин, к тому же производство загружено военными заказами. Настойчивость Этьена и многочисленные письма к французскому маршалу Жозефу Жоффру, а также информация о том, что англичане уже заняты созданием своего танка принесло положительные результаты. В декабре 1916 года первая модель нового танка была предложена специальному комитету. Затем, в апреле 1917 года, последовали испытания Renault FT-17 которые закончились очень успешно.

Легкий танк Renault FT-17 вооруженный 8мм пулеметом. Источник: https://tank-photographs.s3
Легкий танк Renault FT-17 вооруженный 8мм пулеметом. Источник: https://tank-photographs.s3

Между тем первые французские танки ждало тяжелое время. Дело все в том, что кроме легкого танка "Рено" во Франции уже строились тяжелые машины «Сен-Шамон» и «Шнейдер», и 16 апреля 1917 года командование отдало приказ бросить в бой эти тяжелые танки. Низкая проходимость, малая скорость и большие размеры сделали их отличными мишенями для немецкой артиллерии. На фоне победоносной первой танковой атаки британцев на Сомме 15 сентября 1915года французская танковая атака при Берри-о-Бак выглядела катастрофой. Как ни странно, но именно этот провал и открыл путь новому легкому танку.

Легкий танк Renault FT-17 с 37мм пушкой. Источник: https://tank-photographs.s3
Легкий танк Renault FT-17 с 37мм пушкой. Источник: https://tank-photographs.s3

Легкий танк Рено (Renault FT-17) весил 6 тонн, экипаж состоял из двух человек, толщина брони от 6 до 22 мм. Танк должен был вооружаться 8мм пулеметом Гочкиса, однако Этьен внес предложение часть танков вооружить 37мм пушкой. Танк имел простую форму, собирался на каркасе и был первым гусеничным танком классической компоновки с вращающейся башней. Готовая машина оказался очень удачной и прекрасно показал себя в боях Первой мировой войны.

Благодаря своим качествам легкий танк "Рено" FT-17 стал самым массовым на тот момент танком, к ноябрю 1918 года было выпушено 3177 машин. Первой иностранным государством, которое приняло на вооружение Renault FT-17 стали США. Американские заводы изготовили 950 боевым машин, которые и составляли основу бронетанковых сил Соединенных Штатов вплоть до 30-х годов 20 века. Кроме того французские танки поставлялись во многие страны мира.

Чертеж Renault FT-17. Источник: https://dic.academic.ru
Чертеж Renault FT-17. Источник: https://dic.academic.ru

Интересно что подразделение "Рено" FT-17 участвовало в высадке стран Антанты против Советской республики и вскоре 5 машин стали трофеями Красной армии. Один из трофейных "Рено" был доставлен на завод "Красное Сормово" (Нижний Новгород) и послужил основой для создания легких танков "М" или "КС" (тогда не было четкой классификации машин).

Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Источник: https://ru.wikipedia.org
Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Источник: https://ru.wikipedia.org

Изучение присланного образца обескуражил работников завода! Отсутствовали документы и спецификаций, да и сам танк добрался до завода не полностью. Часть деталей в том числе коробка передач были скорее всего украдены. Приступать к изучению и созданию бронированных машин приходилось в невероятно трудных условиях, в стране гражданская война и разруха, нет необходимой техники, не хватает опытных работников. Недостающие узлы необходимо было восстановить практически с нуля а двигатель заменить на отечественный. Однако, несмотря на все сложности пробный легкий танк был собран 31 августа 1920года.

Легкий танк КС ("Русский Рено"). Источник: http://zonwar.ru
Легкий танк КС ("Русский Рено"). Источник: http://zonwar.ru

Первые собранные машины получили громкие имена, одно из которых было «Русский Рено», позднее это имя стало часто появляться в литературе и в итоге закрепилось за танком. Легкие танки "КС" или «Русский Рено» стали первыми советскими танками запущенными в серийное производство и должны был принять участие в гражданской войне. Каждый танк имел смешанное пулеметно-пушечное вооружение, правда большого преимущества это не давало из-за тесноты в башне. Танк был тяжелее бронирован, массой в 7 тонн и при этом имел слабый двигатель, что плохо сказывалось на маневренности. Экономические трудности не позволили тогда развернуть крупносерийно производство, поэтому было выпушено всего 15 машин. Множество конструктивных решений взятых от Renault FT-17 было использовано при создании советского танка сопровождения пехоты Т-18/МС-1. Создание первой серии танков дало ценный опыт и положило начало будущей советской школы танкостроения.

Если Вам понравилась статья , поставьте лайк и подпишитесь на канал Бронетехника