7649 subscribers

Узкий шведский танк Stridsvagn 74

7,6k full reads

Шведский танк  Stridsvagn 74 H. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Шведский танк Stridsvagn 74 H. Источник изображения: commons.wikimedia.org

Шведские "танкостроители" любят изобретать необычные машины. Многим знаком плоский танк без башни Strv.103, вот только до него существовала другая любопытная машина: "узкий танк" Stridsvagn 74. Некоторым стало интересно, почему этот танк выглядит именно так. Одна из "легенд" рассказывает что Stridsvagn 74 специально сделали таким узким чтобы он пролезал через туннели в горах. Что же, давайте рассмотрим его историю подробнее, чтобы выяснить мотивы разработчиков.

Шведский танк Stridsvagn 74 в музее г. Кубинка. Автор: Mike1979 Russia. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Шведский танк Stridsvagn 74 в музее г. Кубинка. Автор: Mike1979 Russia. Источник изображения: commons.wikimedia.org

После окончания Второй мировой войны обстановка в мире оставалась напряженной. Шведской армии нужно было современное вооружение, особенно новые танки. На вооружении у шведов были танки Strv m/42 с короткоствольными 76-мм пушками, что в 1950 году было явно недостаточно. Шведское правительство стало присматриваться к покупке французских танков AMX-13 и британских Centurion.

Шведский танк Strv m/42, именно шасси этого танка использовали в Stridsvagn 74. Фото 2012 года. Автор: 	Jorchr. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Шведский танк Strv m/42, именно шасси этого танка использовали в Stridsvagn 74. Фото 2012 года. Автор: Jorchr. Источник изображения: commons.wikimedia.org

Кроме вопросов покупки новой бронетехники за границей, шведы решили попробовать модернизировать имеющиеся танки. Улучшить своими силами стоящую на вооружении бронетехнику будет дешевле, чем покупать в другой стране. Так родилась идея установить новую башню на "старенький" Strv m/42. Основным орудием для нового танка стала 76-мм длинноствольная шведская зенитная пушка "7,5 cmlvkan m/36" которая, на испытаниях, пробивала 260-мм брони.

На фото можно увидеть на сколько низко опускался ствол шведского танка. Источник изображения: ointres.se
На фото можно увидеть на сколько низко опускался ствол шведского танка. Источник изображения: ointres.se

В 1954 году правительство заказало изготовление двух прототипов, которые опробовали на полигонах. Интересно, что новую башню сделали обтекаемой и просторной. Увеличенные габариты башни позволили расширить углы наведения пушки по вертикали от -15 до +15 градусов. Это могло пригодиться боевой машине, которая должна действовать в горных районах. Кроме новой башни был заменен старый двигатель, вместо него было установлено два бензиновых мотора Scania-Vabis L 607 по 170 л.с. Дополнительно имелся резервный двигатель Volkswagen для питания приборов и обогрева экипажа.

Источник изображения: ointres.se
Источник изображения: ointres.se

Масса танка была всего 26 тонн, при суммарной мощности двух двигателей в 340 л.с. выходило 13 л.с. на тонну, что для того времени не так уж и плохо. Вот только шасси 1940-х годов не позволяло серьезно нагрузить танк броней, так что защита в основном была представлена 20-мм броневыми листами. Получился "легкий танк" которому на "передовой" лучше не появляться, а действовать из засады. Правда высота машины стала 3,3 метра, так что говорить о скрытности сложно.

Шведский танк  Stridsvagn 74 H. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Шведский танк Stridsvagn 74 H. Источник изображения: commons.wikimedia.org

Интересно что на шведском танке стояло сразу 3 прибора связи: внутренняя система связи для экипажа, радиостанции для связи с батальоном и пехотными подразделениями. В ходе испытаний разработчики посчитали нужным закрепить на башне 2 запасных опорных катка, а вот от внешних топливных баков отказались. Дополнительное топливо возили в канистрах которые складывали в корзину позади танка.

Шведский танк  Stridsvagn 74 H. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Шведский танк Stridsvagn 74 H. Источник изображения: commons.wikimedia.org

В целом испытания прошли успешно, кроме проверки брони. Если дополнительно усиленная лобовая броня в 55 мм еще держала выстрелы калибром 20 мм, то бронебойные снаряды калибром побольше уже представляли опасность для танка. В 1957 году был сделан заказ на модернизацию 225 танков Strv m/42 до уровня Stridsvagn 74, на это ушло 3 года. Старые танковые башни решили использовать в качестве огневых точек в узлах обороны.

Шведский танк  Stridsvagn 74. Автор: Andreas Lakso. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Шведский танк Stridsvagn 74. Автор: Andreas Lakso. Источник изображения: commons.wikimedia.org

Все машины были распределены по 4 танковым подразделениями, правда позже Stridsvagn 74 переквалифицировали в машины поддержки пехоты. Постепенно количество этих танков в армии сокращалось. Так что ни каких проектов "узких танков для туннелей" не было, а была попытка поставить новую башню на старое шасси шириной в 2,4 метра. Конечно танк получился очень высоким, с тонкой броней, однако сами шведы считают опыт вполне удачным, поскольку закупка партии новых танков обошлась бы дороже модернизации. Потраченные на модернизацию деньги остались в Швеции, дали работу военным заводам и позже вернулись в казну в виде налогов.

Благодарю за внимание. Если Вам понравилась статья - поделитесь ссылкой в социальных сетях и оставьте свой комментарий. Спасибо.