Беспилотники США, Канады, Китая, Турции.

5 April

Обзор за 1-й квартал 2020 г.

29 февраля, выступая на конференции ВВС США Air Warfare Symposium, Илон Маск призвал военных летчиков осваивать беспилотники. «Дело не в том, что я хочу, чтобы будущее было таким. Это просто будущее. Эра истребителей прошла. Да, эра истребителей прошла. Будущее за беспилотниками», – цитирует Илона Маска портал defensenews.com.

По словам Маска, даже самый современный американский истребитель F-35 проиграет беспилотному истребителю, управляемому оператором удалённо, а также оснащённому системой искусственного интеллекта. Поэтому Маск призвал молодых лётчиков изучать физику и компьютерные технологии, заявив, что обе дисциплины имеют «очень хорошую предсказательную силу».

В завершении своей речи Маск призвал ВВС США пойти на большой риск, чтобы добиться «радикальных результатов».

Оценка 2019 года и прогноз обьема мирового рынка БЛА в 2025 году, млрд долл.
Оценка 2019 года и прогноз обьема мирового рынка БЛА в 2025 году, млрд долл.

Несомненно, во многом Маск прав. В частности, в том, что касается эффективности боевого применения ударных БПЛА по сравнению с самолетами, что является весомым аргументом в пользу развития ударных БПЛА. Так, например, в 2019 г. в Ливии, которая для БПЛА стала крупнейшим в мире театром военных действий, БПЛА не менее пяти стран и обоих враждующих между обоих ливийских правительств, нанесли около 1000 авиационных ударов по наземным целям. Учитывая, например, что БПЛА MQ-9 по сравнению с своим предшественником – разведывательным и ударным БПЛА MQ-1, который может нести четыре ракеты AGM-114 Hellfire или четыре управляемые авиабомбы GBU-44/B Viper Strike. имеет вдвое больше средств поражения, то 5-7 таких БПЛА значительно меньшей стоимости и со значительно меньшим риском могут причинить такой же ущерб, как и звено штурмовиком Су-25 за сутки боевых вылетов. К тому же не подвергая смертельной опасности жизни летчиков.

США

Очевидно, американские военные и разработчики БПЛА это хорошо понимают и без призывов Илона Маска, поэтому США входят в новую эпоху БПЛА, пока в России «пилят» средства, выделенные на создание БПЛА «Альтиус-У».

Так, по имеющейся информации, американская компания General Atomics еще в ноябре 2019 г. приступила к испытаниям двух версий БПЛА MQ-1C Gray Eagle, одна из которых предназначена для наведения баллистических ракет, другая – для размещения небольших дронов-разведчиков. Испытания ведутся в инициативном порядке на средства компании, а после демонстрации возможностей этих БПЛА американским военным в ходе испытаний, запланированных на 2020 г., компания надеется получить государственное финансирование.

Предполагается, что в версии наводчика баллистических ракет MQ-1C Gray Eagle будет использоваться для более точного наведения новых тактических баллистических ракет, разрабатываемых для замены устаревших боеприпасов с кассетными боевыми частями оперативно-тактических комплексов ATACMS. В этом варианте БПЛА будет оснащен РЛС Lynx Block 30A с синтезированной апертурой и режимом обнаружения и идентификации наземных и надводных целей, благодаря которой сможет их обнаруживать и идентифицировать, а данные целеуказания передавать пусковым установкам ракет LRPF.

В варианте носителя небольших дронов предполагается, что они смогут существенно расширить разведывательные возможности MQ-1C Gray Eagle, так как рассылая их в стороны БПЛА-носитель сможет значительно расширить зону обзора, более надежно идентифицировать цели и т.д, а также значительно расширить зону связи. Также небольшие дроны могут выполнять роль ложных целей при атаке БПЛА зенитными средствами.

Кроме испытаний БПЛА MQ-1C Gray Eagle, в США с декабря 2018 г. проходили летные испытания беспилотника-конвертоплана V-280 Valor, который должны заменить в Вооруженных силах «черные ястребы». В ходе испытаний Valor налетал более 160 часов, разгонялся до 500 км/ч, набирал высоту 3500 м, а в ходе одного из полетов пролетел 300 морских миль.

В январе 2020 г. Valor успешно прошел испытания, выполнив два полета в полностью автономном режиме, во время которых поднялся в воздух, набрал крейсерскую скорость, прошел над несколькими маршрутными точками и осуществил посадку. Правда, на его борту находились пилоты, но только для подстраховки на случай отказа техники. (источник)

Также в январе 2020 г. выполнили первые полеты американский БПЛА X-61A, разрабатываемый компанией Dynetics совместно с Пентагоном в рамках программы Gremlins, целью которой является создание и применение роя дешевых БПЛА для прорыва зоны ПВО противника и решения других тактических задач, и самый большой европейский БПЛА Leonardo Falco Xplorer (максимальный взлетный вес – 1300 кг, вес полезной нагрузки – 350 кг, длина – 9 м, размах крыла – 18,8 м). Полет европейского БПЛА прошел благополучно, а вот его американский «коллега» разбился во время испытаний.

Продолжаются в США и работы по программе «Гремлины» (Gremlins), которая выполняется в интересах ВПК США по заказу DARPA. Программа предусматривает использование пилотируемых самолетов и вертолетов в качестве «летающих аэродромов» – носителей для малоразмерных БПЛА Gremlins X-61A, которые могут нести сенсорную нагрузку или вооружение, что должно расширить возможности пилотируемых аппаратов и минимизировать риски для их экипажей.

В ходе испытаний, пять БПЛА Gremlins X-61A покидали военно-транспортный самолет C-130A, записывали данные о своем функционировании и о работе систем управления. Испытания прошли успешно, хотя один из БПЛА не смог вернуться на борт самолета-носителя и приземлился на своем бортовом парашюте. (источник)

Кстати, объединение БПЛА в группы или в рой – это перспективное направление их использования в военных целях. Появление роев боевых БПЛА было предсказано писателем-фантастом Станиславом Лемов в романе «Непобедимый», написанном 1955 г.

Объединение БПЛА в рой повышает надежность системы, живучесть БПЛА при выполнении ими задач разведки или целеуказания, а также боевого применения за счет увеличения количества БПЛА, осуществляющих выполнение этих задач.

В этой связи эксперименты по использованию роев БПЛА проводятся не только в США. Еще в мае 2019 г. была информация о первом запуске группы БПЛА в Центральном военном округе России, в котором принимали участие БПЛА «Орлан-10», «Тахион» и «Элерон-3». Однако каких либо сведений о результатах этого эксперимента нет.

Затем в июле 2019 г. появилась информация о разработке в России системы управления малыми БПЛА для нанесения массированного удара «Стая-93», в основе которой – самоорганизующийся рой БПЛА СОМ-93, каждый из которых может нести до 2,5 кг боевой нагрузки. Рой предназначен для нанесения массированного удара по одиночным и групповым наземным и воздушным целям в условиях противодействия средствами РЭБ и ПВО.

В Китае также ведутся работы по использованию роев БПЛА и начале 2020 г. китайская компания China Electronics Technology Group Corporation подняла в воздух 67 БПЛА в составе роя. Этот рой способен вести разведку и наблюдение без участия человека. Но об этих и других китайских БПЛА – несколько ниже.

Кроме программы «Гремлины» в США осуществляется выполнение и ряда других программ по развитию БПЛА и способов их применения. В рамках одной из них был создан разведывательный БПЛА RQ-4D, способный вести наблюдение за территорией размером с Польшу. 18 января 2020 г. он был продемонстрирован на базе итальянских ВВС в городе Сигонелла.

Также в январе 2020 г. американская компания Military Watch представила макет стратегического БПЛА, а Sierra Technical Services, Inc. сообщила о начале наземных испытаний первого опытного образца-демонстратора малозаметного БПЛА 5th Generation Aerial Target (5GAT).

Особенностью конструкции 5GAT является широкое использование деталей, узлов и систем со старых списанных либо списываемых в ближайшее время самолетов – в первую очередь Northtrop T-38 и F-5, а также Boeing F/A-18А/В. Например, от Boeing F/A-18А/В позаимствована механизация крыла, от Т-38 – двуа двигателя General Electric J85, которые обеспечивают БПЛА сверхзвуковую скорость. Взлетная масса 5GAT – более 4,4 т, длина – 12,2 м, размах крыла – 7,3 м, потолок – до 45000 футов (13,8 км), продолжительность полета – 1,5 часа на скорости около 0,95М.

Возобновила в январе 2020 г. испытания, прерванные осенью 2019 г. после аварийной посадки одного из образцов, своего демонстратора БПЛА-ведомого XQ-58A «Валькирия» и американская компания Kratos. Полет БПЛА состоялся 23 января 2020 г. и признан полностью успешным.

В феврале 2020 г. американская компания Logistics Gliders по заказу Корпуса морской пехоты США продолжала испытания перспективных одноразовых грузовых БПЛА LG-2K, разработанных при участии Управления перспективных военных разработок (DARPA) министерства обороны страны.

После запуска семь БПЛА управлялись дистанционно, остальные пять планировали к заданной точке в полностью автономном режиме. Суммарное время, которое беспилотники LG-2K провели в режиме планирования, составило 54 минуты. Испытания БПЛА признаны успешными – они полностью подтвердили заявленные характеристики.

В этом же месяце, практически сразу после известия о прекращении закупок MQ-9 Reapers, компания General Atomics представила концепт своего нового БПЛА под названием Defender, предназначенного для защиты от атак самолетов противника самолетов поддержки – заправщиков, управления, разведывательных и т.п., которые являются наиболее уязвимыми во время боевых действий, так как они маломаневренны, плохо защищены и летают значительно медленнее и ниже истребителей. Для выполнения этих задач БПЛА будет оснащен вооружением, в том числе и лазерной системой, позволяющей сбивать ракеты, которое будет установлено во внутреннем отсеке, радаром AESA, радиолокационным приемником и системой предупреждения о ракетах и заходах на посадку, радаром электронной поддержки, а также инфракрасной системой поиска и слежения IRST.

БПЛА типа Defender
БПЛА типа Defender

У БПЛА будет четыре уровня сбора данных о цели и обстановке, что позволит более эффективно противодействовать потенциальным угрозам и формировать стратегию полета, избегая этих угроз. Управлять БПЛА можно будет с самолета-заправщика или другого самолета обеспечения.

Заявлено также, что БПЛА способен вести воздушный бой и осуществлять дозаправку в воздухе, что приведет к масштабным изменениям в тактике ВВС США.

Также в феврале 2020 г. стало известно, что Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DAPRA) запрашивает на 2021 бюджетный год средства на программу «Стрелок» (Gunslinger) – НИОКР по созданию ударного БПЛА, вооруженного автоматической пушкой. Очевидно, это БПЛА воздушного базирования, способный барражировать над назначенным районом и применяться для ведения контрпартизанских действий, непосредственной огневой поддержки наземных войск, а также поражения воздушных целей. По мнению зарубежных экспертов, использование DAPRA для описания «Стрелка» термина «Missile» («ракета») позволяет предположить, что создаваемый БПЛА будет одноразовым, т.е. применяться как обычный расходуемый боеприпас. Однако возможно, что БПЛА будет представлять собой «летающий лафет» с автоматической пушкой, что дает ему определенные преимущества перед БПЛА, вооруженными ракетами или бомбами, так как может поразить большее количество целей за один вылет: боезапас к пушке может исчисляться сотнями снарядов, тогда как количество ракет, как правило не более 10. Кроме того, снаряды гораздо дешевле ракет, например, 20-мм снаряд пушки «Вулкан» стоит около 30 долл., снаряд к 30-мм пушке «Апача» – около 100 долл., а стоимость ракеты «Хеллфайр» превышает 100 000 долл.

В марте 2020 г. было опубликовано видео испытательного полета разведывательного средневысотного БПЛА большой продолжительности полета Saker-1B, разработанного американской компанией UAVOS совместно с саудовским Центром науки и технологий имени короля Абдель Азиза (KACST). В пояснительном тексте указано, что БПЛА, разработка которого велась 10 лет, имеет максимальную взлетную массу 1,1 т, размах крыла 16 м, потолок – 5000 м, дальность действия – 2600 км, продолжительность полета – 24 ч. Saker-1B оснащен спутниковой системой связи.

Также в марте 2020 г. ЦАМТО, ссылаясь на Army Recognition, сообщил о размещении патентной заявки на БПЛА гранатометного пуска GLUAS (Grenade-Launched Unmanned Aerial System). Концепцию малоразмерного БПЛА со складным винтом и крылом параплана из майлара, который можно запускать из любого 40-мм гранатомета, включая однозарядный 40-мм гранатомет M79, подствольный гранатомет M203 или автоматический станковый гранатомет Mk.19, разработали специалисты Исследовательской лаборатории Сухопутных войск США Хао Кан и Джон Гердес.

После выстрела и достижения заданной высоты корпус БПЛА раскрывается, высвобождая крылья, включается электродвигатель, который приводит в действие расположенный в хвостовой части толкающий винт. Подъемную силу создает параплан, а короткие крылья, вероятно, играют роль поверхностей управления. Собранная мини-камерой информация будет передаваться на наземную станцию управления.

В заявке на патент указано, что БПЛА предназначен для ведения разведки, т.е. не является барражирующим боеприпасом, подобно разработанному австралийской компанией DefendTex мини-квадрокоптеру Drone-40, оснащенному боевой частью.

Кстати, идея использовать 40-мм гранатомет в качестве средства запуска БПЛА не нова. В частности, компанией NAMMO для борьбы с БПЛА на базе 40-мм гранаты создан нелетальный БПЛА, оснащенный сетью.

Канада

Канадская Laflamme Aéro в феврале 2020 г. завершила раунд финансирования в 2 млн долл. от инвестфонов Квебека, которые были израсходованы на подготовку к запуску производства грузового БПЛА LX300 в 2020 г. Это первый в мире оригинальный БПЛА вертолетного типа двухвинтовой продольной схемы. Заявленные ТТХ: масса полезной нагрузки – 90 кг, продолжительность полета – 8 ч., максимальная скорость – 210 км/ч.

Китай

В январе 2020 г. состоялся полет нового тяжелого БПЛА компании Tengoen Technology (Tengdun), который проектировался для гражданского применения (аэрофотосъемка, исследования атмосферы, инспекция трубопроводов, доставка грузов и даже спортивная фотография). Однако его ТТХ позволяют его использовать и в военных целях, прежде всего – в качестве разведывательного. Этот двухфюзеляжный (двухбалочный) БПЛА длиной 10 м и размахом крыла 20 м, оснащен тремя двигателями, позволяющими ему с максимальной взлетной массой 3200 кг и полезным грузом около 1500 кг взлетать с ВПП длиной до 500 м. Максимальный потолок БПЛА – 9500 м, крейсерская скорость – более 300 км/ч, продолжительность полета – 35 часов.

В феврале 2020 г. прошли испытания вооружения новейшего разведывательно-ударного БПЛА Beihang BZK-005C компании Beihang Unmanned Aircraft System Technology из Тайчжоу. БПЛА имеет четыре узла подвески вооружения, его максимальная взлетная масса – 1500 кг, максимальная масса полезной нагрузки – 370 кг, размах крыла – 18 м, длина – 9,85 м, высота – 2,5 м, практический потолок – 7,5 км, продолжительность полета – 40 часов, максимальная скорость – 200 км/ч. По своему внешнему виду (толкающий винт, двухбалочное хвостовое оперение, наклоненные стабилизаторы) напоминает БПЛА BZK-005, который находится на вооружении армии Китая.

Турция

Турецкая фирмы Asisguard в середине января 2020 г. передала в опытную эксплуатацию вооруженным силам первую партию БПЛА, вооруженных пулеметами с боезапасом до 200 патронов. При общем весе около 25 кг, БПЛА оснащен телевизионным и инфракрасным прицелами, лазерным дальномером, а также демпфирующим устройством, позволяющим минимизировать разброс попаданий (около 15 см на дистанции до 400 м) при стрельбе. Заявлено о возможности одновременного управления звеном из трех БПЛА с пульта оператора, что позволяет синхронно поражать цель с нескольких направлений.

В феврале 2020 г. в Турции было представлено изображение перспективного ударного БПЛА компании Baykar. При этом было заявлено, что он будет оснащен украинским турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ, в производство которого Baykar готов инвестировать. Заявленные ТТХ БПЛА: максимальная взлетная масса – 5500 кг, масса полезной нагрузки – 1000 кг, максимальная скорость – 900 км/ч, потолок – 12000 м, продолжительность полета – 5 ч.

В марте 2020 г. стало известно, что в текущем году Турция начнет производство новых ударных БПЛА: ANKA-2 и AKINCI. Масса полезной нагрузки ANKA-2 (Aksungur) по сравнению со его предшественником ANKA увеличена с 200 кг до 750 кг, потолок – с 9000 до 12000 м, скорость – с 200км/ч до 250 км/ч. Масса полезной нагрузки тяжелого ударного БПЛА будет 1350 кг, потолок – 13000 м (скорость пока неизвестна).

ANKA-S
ANKA-S

AKINCI будет вооружен «умными» крылатыми ракетами SOM, которыми вооружены американские истребители F-35. На первых партиях этого БПЛА будут устанавливаться украинские двигатели АІ-450, на последующих – турецкий PD222, испытания которого должны начаться в ближайшее время. В свою очередь, Украина станет первой страной, которая закупит у Турции этот БПЛА.

Однако, турецкие БПЛА имеют высокую стоимость. Так, сумма контракта на поставку в Тунис шести БПЛА ANKA и трех станций управления составила 240 млн долл. Однако стоимость 12 БПЛА Baykar и трех наземных центров управления, которые Турция в прошлом году продала Украине, составила 69 млн долл., т.е. стоимость одного Baykar менее 6 млн долл., что примерно в три раза меньше, чем американского MQ-9 с аналогичными характеристиками, который США продают по 16 млн долл.

Кроме ANKA-2 и AKINCI, в вооруженные силы страны к концу 2020 г. планируется начать поставки ударных БПЛА «Baykar» и «Alpagu», а также поставить 356 БПЛА-камикадзе «Kargu-2».

Леонид Спаткай для Belarus Security Blog