Успешная карьера благодаря способности приспосабливаться

Еще 200 лет назад Чарльз Дарвин сказал, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям».

Сегодня его утверждение как никогда актуально. Думаю, вы не раз встречали успешного человека, которому окружающие давали очень противоречивые оценки. Подчиненные называли его тираном и деспотом, коллеги — дипломатом и тренд-сеттером, жена говорила о нем, как о скромном и сдержанном человеке, дети считали папу строгим, но справедливым, а друзья — душой компании. Как правило, к таким людям относятся с большим недоверием, опасаясь, что в каждом своем амплуа человек лицемерит и лишь надевает очередную маску. Сложно поверить, что на самом деле именно так выглядит человек, прекрасно владеющий собой, а умение менять эти самые маски в зависимости от обстоятельств и задачи сегодня является одним из ключевых качеств эффективного топ-менеджера.

Действительно, если раньше при подборе сотрудника требовалось грамотно прописать должностные обязанности, то сегодня из-за постоянных изменений и высокого уровня неопределенности понятие должности размывается, а четко формулировать ожидания и требования к кандидату становится все сложнее.

Руководителю сегодня сложно оставаться основным decision-maker или главным экспертом в компании, ему необходимо осваивать различные роли. Ролей у руководителя может быть очень много: босс для подчиненных, коллега для членов правления, а может и сам быть в роли подчиненного, например для собственника бизнеса и так далее. Это создает необходимость в умении быстро переключаться из одной роли в другую.

Как освоить новую роль

Резонный вопрос: как же расширить свой ролевой диапазон? В целом помочь в этом вопросе могут курсы актерского мастерства или психодрама, которая сегодня является одним из основных инструментов, работающим в этой сфере. Изначально психодрама, созданная Якобом Морено, использовалась в психотерапии и психологическом консультировании. Но сегодня этот метод активно используется в бизнес-тренинге и работе с группами: тренингах, обучающих и развивающих программах. Морено считал, что спонтанность — ключевое понятие. Под спонтанностью он понимал способность давать новую реакцию на старую ситуацию и адекватный на новую. Соответственно, чем больше ролей у человека, тем более спонтанным он может быть.

Для определения, каких качеств или ролей вам не хватает или какие роли работают неэффективно, достаточно ответить себе на вопросы: где я сейчас и куда бы я хотел прийти? Например, я сейчас руководитель с зарплатой €5000, а хотел бы быть через год руководителем с зарплатой €10 000 ежемесячно, тогда какие качества или компетенции мне необходимо развить в себе или в какой роли я должен выступить, чтобы мне компания платила такую зарплату? Или я чувствую себя недостаточно уверенным, как следствие — не могу отстоять свою позицию, а хотел бы уметь это делать. Или я работаю в банке, а хотел бы работать в игровой индустрии и пр. При выявлении «слабого звена» от вас потребуется кропотливая работа, но ее результаты обязательно окупятся успехом не только в карьере, но и личной жизни.