30-ЛЕТИЕ БОЕВОГО ТАНКА «МЕРКАВА»

08.01.2018

Рольф Хилмес

C 1948 года и до конца 60-х годов Израиль использовал для укомплектования танковых подразделений только устаревшие боевые машины или легкие малоэффективные танки. Арабские государства, напротив, частично оснащали свои войска относительно современными и эффективными боевыми машинами. К примеру, Египет в начале 60-х годов приобрел боевой танк Т-62 со 115-мм гладкоствольной пушкой, превосходящей на тот момент по характеристикам все остальные пушки.

В 1966 году Великобритания получила заказ на выпуск боевого танка Chieftain, оснащенного на тот момент одной из самых эффективных 120-мм пушек и обладавшего достаточно высоким уровнем защиты. В 1967-1968 гг. в Израиль были поставлены и там испытаны два танка Chieftain. В связи с массовыми протестами большинства арабских государств в 1969 году Великобритания была вынуждена прекратить поставки.

История и разработка

По вышеуказанной причине в начале 70-х годов в Израиле возникла потребность в разработке и выпуске собственного боевого танка. Были проведены обширные научные и конструкторские исследования, давшие положительные результаты. В августе 1970 года израильское правительство решило разрабатывать свой танк, соответствующий специфике израильских требований и условиям боевого применения. Основным требованием проекта было обеспечение живучести экипажа.

Такой параметр, как повышение живучести экипажа, характерен для всех версий танка «Меркава». Этот танк постоянно в течение всего времени совершенствовали, используя новые технологии.

Четыре поколения боевого танка «Меркава»

Осенью 1970 года на начальном этапе проектно-конструкторских работ была разработана всем известная концепция танка «Меркава». Уже в 1974 году был готов первый опытный образец боевого танка «Меркава» Mk. I. После тщательных испытаний в апреле 1979 года на вооружение танковых войск Израиля поступила первая серийная машина.

Рисунок 1 – Боевой танк «Меркава» Mk. I; в феврале 2007 года машину  передали в Музей бронетанковой техники и вооружения Германии (Мунстер).
Рисунок 1 – Боевой танк «Меркава» Mk. I; в феврале 2007 года машину передали в Музей бронетанковой техники и вооружения Германии (Мунстер).

Танк «Меркава» Mk. I отличался от танков «Леопард-2» (1979) и М1 «Абрамс» (1980) нестандартностью своей конструкции, однако элементы этой конструкции не были прогрессивными. Технология двигателя и ходовой части, основное орудие (105-мм ствольная пушка), приборы ночного видения и технологии защиты танка «Меркава» Mk. I были схожи с предыдущим поколением машин («Леопард-1», М 60).

Первое боевое крещение танков «Меркава» Mk. I произошло осенью 1982 года в Ливане. В долине Бекаа они вели бой с несколькими сирийскими танками Т-72. После этого сражения преимущества нового проекта стали очевидны. С 1979 по 1983 гг. было выпущено около 350 боевых танков «Меркава» Mk. I.

Рисунок 2 – Танк «Меркава» Mk. II, по бокам башни установлено  дополнительное бронирование.
Рисунок 2 – Танк «Меркава» Mk. II, по бокам башни установлено дополнительное бронирование.

На основе первого боевого опыта возникла улучшенная версия «Меркава» Mk. II; с 1983 по 1989 гг. было выпущено примерно 350 таких танков. При этом возрос уровень защиты, была установлена автоматическая коробка передач, а также усовершенствованы элементы управления огнем. 60-мм миномет установлен на крыше башни перед люком заряжающего, благодаря этому огонь можно вести прямо из боевого отделения (под защитой). Стоимость одного танка Mk. II составила 1,9 млн долларов.

При разработке версии Mk. III использовались совершенно новые элементы конструкции. На машину впервые были установлены 120-мм гладкоствольная пушка, мощный двигатель (895 кВт) и новая подвеска. Еще одна новинка – концепция модульной защиты, в соответствии с которой на башню и ходовую часть устанавливаются адаптируемые элементы защиты. Дальнейшее повышение технических характеристик было достигнуто благодаря установке электронной системы слежения и современных приборов управления огнем. Из-за большого калибра пушки запас боеприпасов пришлось сократить до 50 выстрелов. Претенциозные технологии повысили цену на Mk. III до 2,3 млн долларов.

Рисунок 3 – Танк «Меркава» Mk. III  со 120-мм гладкоствольной пушкой и  усовершенствованной защитой в области ходовой части и башни.
Рисунок 3 – Танк «Меркава» Mk. III со 120-мм гладкоствольной пушкой и усовершенствованной защитой в области ходовой части и башни.

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:RU;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Именно на эту машину впервые была установлена система защиты, активная на расстоянии и предназначенная для вывода из строя электронного оборудования (soft-kill). С 1990 - 1995 гг. было выпущено примерно 150 танков «Меркава» Mk. III. В 1995 году новая технология защиты была доведена до совершенства. В этом же году на танке «Меркава» Mk. III «Baz» («Falke») появилось полностью новое бронирование по боковым сторонам башни. В промежутке с 1995 г. по 2002 г. было выпущено более 200 машин этой версии.

Танк «Меркава» Mk. IV – первая машина была передана в войска в июне 2002 года – представляет собой завершающий этап эволюционного развития проекта «Меркава». Основное требование к этой версии – ведение боя в условиях города. Первое место отводится дальнейшему усовершенствованию защиты - защита крыши и эффективная защита от мин (адаптируемый защитный модуль). Из-за возросшей массы защищенной крыши машину оборудовали только одним башенным люком (командира). С 2008 года танк «Меркава» Mk. IV оснастили активной системой защиты Trophy фирмы Rafael. Четыре камеры в области корпуса танка позволяют вести наблюдение за ближней зоной.

Рисунок 4 – Танк «Меркава» Mk. IV – применение новейших технологий  защиты в области башни (нет люка наводчика).
Рисунок 4 – Танк «Меркава» Mk. IV – применение новейших технологий защиты в области башни (нет люка наводчика).

120-мм гладкоствольная пушка обладает более высоким давлением газа, благодаря этому боеприпасы кинетического действия движутся к цели с большей пробивной силой. Запас боеприпасов этой версии составляет 48 выстрелов; из них 34 выстрела находятся в огнестойких упаковках в кормовой части корпуса и 10 выстрелов – в магазине с электроприводом подачи выстрелов в кормовой части башни. Благодаря новому двигателю номинальной мощностью 1100 кВт мобильность машины также заметно возросла. Речь идет о дизельном двигателе MTU 883 с 12 цилиндрами, изготавливаемом в США по лицензии фирмы General Dynamics, и о механической коробке передач RK 325 фирмы Hause Renk. Согласно имеющимся данным боевая масса танка «Меркава» Mk. IV с адаптируемой защитой достигает 71 т. Впервые в распоряжении командира танка «Меркава» Mk. IV есть система управления и информирования. Учитывая такие критерии, как защита и управляемость, можно точно сказать, что машину целенаправленно готовили к операциям в населенных пунктах, однако у нее нет оружия с большим углом возвышения вертикальной наводки, способного действовать по высоко расположенным этажам с близкой дистанции.

Первоначально с 2002 по 2011 гг. было запланировано выпустить примерно 400 танков «Меркава» Mk. IV. Вслед за этим должны приступить к производству танков «Меркава» Mk. V. Из-за сильного сокращения израильского оборонного бюджета на период с 2003 по 2004 гг. работы над проектом версии Mk. V были приостановлены. В программе «Меркава» задействовано свыше 200 фирм с более чем 10000 работников, в 2006 году было решено продолжить выпуск танка «Меркава» Mk. IV до 2011 года.

Рисунок 5 – Этапы развития боевого танка «Меркава» от Mk. I до  Mk. IV. «Меркава» Mk. I
1979-1983 гг. 105 мм/63 т примерно 350 шт.

«Меркава» Mk. II
1983-1989 гг. 105 мм/63 т примерно 350 шт.

«Меркава» Mk. III
1990-1999 гг. 120 мм/62 т примерно 350 шт.

«Меркава» Mk. IV
с 2002 г. 120 мм/65 т примерно 400 шт. (запланировано)


Не представлены версии: «Меркава» Mk. II Improved, «Меркава» Mk. III «Baz»
Рисунок 5 – Этапы развития боевого танка «Меркава» от Mk. I до Mk. IV. «Меркава» Mk. I 1979-1983 гг. 105 мм/63 т примерно 350 шт. «Меркава» Mk. II 1983-1989 гг. 105 мм/63 т примерно 350 шт. «Меркава» Mk. III 1990-1999 гг. 120 мм/62 т примерно 350 шт. «Меркава» Mk. IV с 2002 г. 120 мм/65 т примерно 400 шт. (запланировано) Не представлены версии: «Меркава» Mk. II Improved, «Меркава» Mk. III «Baz»

От традиционных концепций современных танков боевой танк «Меркава» отличается:

· применением большого количества узлов и элементов конструкции в качестве (дополнительной) защиты боевого отделения; расположение силовой установки перед боевым отделением; эти узлы также используются для защиты ходовой части;

· целенаправленно заострена фронтальная поверхностная часть боевого отделения в области башни; на наиболее уязвимые фронтальные части установлена очень надежная баллистическая защита;

· боковые поверхности башни выполнены в виде отсеков из брони, в образовавшемся между ними пространстве расположены боеприпасы для пулемета и другое снаряжение;

· в кормовой части башни расположены элементы башенной коробки, предназначенные для защиты от кумулятивных снарядов; позднее с помощью системы chain&balls была усовершенствована кумулятивная защита нижней части башенной коробки;

· опасные вещества – например гидравлическое масло для систем наводки и запас топлива – размещены за боевым отделением;

· благодаря расположению силовой установки во фронтальной части корпуса танка на корме появился выход, через него экипаж в случае необходимости достаточно быстро может покинуть машину,

· запас боеприпасов размещается ниже уровня погона башни и на боковых поверхностях (точка прицеливания наводчика противника) кормы танка; кроме того, боеприпасы находятся в огнестойких контейнерах (пеналах).

Семейство машин

Переднеприводное шасси танка «Меркава» достаточно хорошо подходит для создания семейства машин. Так, в начале 80-х годов – с использованием шасси танка «Меркава» - фирма Soltam разработала 155-мм танковую гаубицу Slammer. По финансовым причинам серийное производство гаубиц было приостановлено. В то же самое время на базе шасси «Меркава» началась разработка двух танковых тягачей (легкий и тяжелый варианты). И опять из-за финансовых проблем серийное производство так и не началось. Для удовлетворения потребности в хорошо защищенных бронетранспортерах для перевозки личного состава в 2008 году – после 6 лет разработок – на вооружение в войска поступила первая серийная машина Namer («Tigerin»).

Оценка и выводы

Краткое описание этапов развития программы «Меркава» достаточно точно отражает высокие темпы роста военной промышленности Израиля в последнее 30-летие. В начале 80-х годов танк «Меркава» Mk. I еще не соответствовал международному уровню новейших танковых технологий, но уже в 1990 году Израиль выпустил версию «Меркава» Mk. III, соответствующую не только состоянию мировых танковых технологий, но и значительно превосходящую их в некоторых областях. В 2002 году после выпуска Mk. IV превосходство в отдельных технологических областях стало еще выше.

И всё-таки применение современных технологий не является главной целью разработки танка «Меркава», ее основная задача – боевая пригодность и ремонт с помощью имеющихся в части средств. При разработке танка учитывался опыт, полученный израильскими бронетанковыми подразделениями в ранее проведенных операциях. Красной нитью сквозь этапы разработки танка «Меркава» проходит главная цель – обеспечение живучести экипажа в боевых условиях.

30-летняя история и успешное применение танка «Меркава» в различных боевых операциях показывает, что количество затраченных средств и задействованного персонала не являются решающими для успешного завершения танковых проектов. Гораздо важнее для успеха проекта мотивация, имеющийся опыт и профессионализм людей, сочетающийся с прагматическим (вместо бюрократического) образом мыслей и четкостью выполнения проекта.

Rolf Hilmes

30 Jahre Kampfpanzer Merkava

Strategie und Technik, September 2009, S. 31- 33

Подробнее - http://btvt.info/1inservice/merkava/merkava.htm