ПОРАЖЕНИЕ ТАНКОВ С ВОЗДУХА

18.01.2018

Майкл ДЖ. Гетинг

Многие потребители боевой техники в качестве доказательства ее эффективности ссылаются на последний боевой опыт, полученный в районе Персидского залива. Не составляют исключения и противотанковые средства. В "Белой книге" министерства обороны США по вопросам действий военно-воздушных сил во время войны в районе Персидского залива большое значение придается эффективности затрат современных противотанковых средств: "Так как для поражения каждого иракского танка требовалась одна ракета, то стоимость ракеты "Маверик" в 70000 долларов приравнивается к стоимости танка Т-72 в 1,5 млн. долларов".

Автор статьи рассматривает способы и средства поражения танков с воздуха со специальной ссылкой на опыт, полученный в войне в районе Персидского залива.

После вторжения в Нормандию в 1944 г. самолеты "Тайфун" и "Темпест" ВВС Великобритании, входящих в состав союзной 2-ой тактической воздушной армии, приобрели известность обеспечением наступления наземных частей и подразделений против немецких танков (и других целей) с помощью 203,2-мм (27,216-кг) реактивных снарядов. Вместе с самолетами "Тандерболт" Р-47 и "Мустанг" Р-51 они установили новые нормы использования воздушной силы в наземном бою. Подобную роль выполнял советский штурмовой самолет ИЛ-2. В то время для таких действий использовался термин "наземный удар", в настоящее время получил распространение термин "непосредственная авиационная поддержка" (CAS).

Современным эквивалентом этих самолетов должен быть самолет "Тандерболт – П" А-10А ВВС США, разработанный в 1970-е годы для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки и особенно для противотанковых действий при использовании 30-мм пушки "Гатлинг". Появление высокоточных управляемых боеприпасов повысило возможности самолета А -10 и даже обеспечило другим самолетам, которые раньше не считались подходящими для выполнения противотанковых задач, подобную возможность. В "Белой книге" министерства обороны сказан, что бомбардировщики F–III "использовавшие бомбы GBU -12 (управляемый вариант "Пейвуэй – П" с лазерной системой наведения 226,80-кг бомбы Мк82) уничтожили свыше 150 бронированных машин по ночам во время последних нескольких недель войны".

Одним из видов непосредственной авиационной поддержки, которого не было у союзников в 1944 г., был ударный вертолет. Разработанный во время Вьетнамской войны в конце в конце 1960-х годов в качестве боевого вертолета непосредственной боевой поддержки, вертолет АН-I серии "Кобра" стал противотанковой системой, оснащенной противотанковыми управляемыми ракетами "Тоу". С тех пор в армии США многие вертолеты "Кобра" заменены вертолетами "Апач" АН-64А, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами "Хеллфайр".

Очевидно, что в настоящее время существует два основных средства поражения танков с воздуха: самолет-штурмовик с высокоточными управляемыми боеприпасами или 30-мм орудием и ударный вертолет, вооруженный противотанковыми управляемыми ракетами. Но прежде, чем перейти в наступление следует обнаружить танки и указать цель.

Рис.1. Самолет-штурмовик А-10 ВВС США показан во время дозаправки топливом в воздухе над Северным морем .
Рис.1. Самолет-штурмовик А-10 ВВС США показан во время дозаправки топливом в воздухе над Северным морем .

Опыт, полученный в районе Персидского залива

Важно помнить, что в январе 1991 г. у Ирака было больше танков, чем у Германии и Великобритании вместе взятых, и он обладал четвертой самой большой армией в мире. Во время войны в районе Персидского залива разведывательные данные о позициях иракских войск получались без труда (использовались обычные средства сбора разведывательных данных, включая воздушную разведку, все формы электронной разведки и проверенный разведывательный дозор). До сих пор в центрально – европейских планах военных действий никогда не предусматривались образцово организованные боевые действия вертолетов против танков. До начала боевых действий на суше были осуществлены многочисленные задачи по непосредственной авиационной поддержке против специальных иракских рейдов, некоторые из них были противотанковые.

Когда началась операция "Сабля пустыни", непосредственная авиационная поддержка была повсеместно благодаря господству коалиции в воздухе. Классической воздушно-наземной операцией была так называемая "Иракская стрельба" по всем видам иракских машин, покидавшим Кувейт. Это, конечно, был удар по наземным целям, но не исключительно противотанковая операция в принятом смысле. Если это доказывает что-нибудь, так это то, что фактическая война никогда не проводится точно так, как предусматривают тактики.

Обычно непосредственная авиационная поддержка, особенно удары по танкам, затребовывалась наземными войсками при соприкосновении с противником через офицера передового поста наведения авиации. В настоящее время использование лазерных систем целеуказания облегчает опознавание целей и позволяет наносить точные удары. Офицер передового поста наведения авиации может действовать в равной степени, в боевой бронированной машине (AFV), или с воздуха. Во время войны в районе Персидского залива войска США использовали самолеты “Бронко” OV-10 и вариант ОА-10 самолета “Тандерборт-II” для обеспечения управления и целеуказания. Что касается вертолетов, то легкий разведывательный вертолет “Кайова” OH-58D армии США и вертолет “Газель" АН.I, британской армии обеспечивали разведку и некоторые возможности целеуказания для различных ударных вертолетов коалиционных войск.

Позже во время подготовки наземного наступления самолеты F-IIIF, оснащенные лазерными системами обнаружения целей “Пейв Тэк”, и самолетами “Игл” F-15E, оснащенные контейнерами LANTIRN, объединялись с британскими самолетами Баканир” с лазерными целеуказателями "Пейв Спайк” и двумя самолетами “Торнадо” с контейнерами TIALD в поиске бронированных целей (среди многих других) для поражения их различными типами управляемых авиационных бомб с лазерной системой наведения. Поражающее действие современных военных действий подчеркивается использованием высокоточных управляемых боеприпасов.

Понимая, что многие другие самолеты и вертолеты могут в настоящее время выполнять противотанковые задачи, остановимся на вооружении и системах, используемых в выполнении задач по уничтожению танков , типах самолетов, используемых в плановом порядке для выполнения тех же задач.

Рис. 2. Система целеуказания “Пейв Тэк”, созданная фирмой “Форд аэроспейс энд коммьюникейшнз”,  установлена под самолетом F-III BBC США и обеспечивает в течении 24 часов в сутки оптико - электронное обнаружение целей, лазерное целеуказание и доставку боеприпасов к цели .
Рис. 2. Система целеуказания “Пейв Тэк”, созданная фирмой “Форд аэроспейс энд коммьюникейшнз”, установлена под самолетом F-III BBC США и обеспечивает в течении 24 часов в сутки оптико - электронное обнаружение целей, лазерное целеуказание и доставку боеприпасов к цели .

Вооружение самолетов

Вероятно, основным боевым средством, используемым войсками США против танков во время войны в районе Персидского залива, была управляемая ракета “Маверик” AGM - 65 класса “воздух - земля” фирмы “Хъюз эркрафт”. До настоящего времени была опубликовано мало подробностей о боевых действиях, но в разделе “Боеспособность ВВС в операции “Буря в пустыне” “Белой книги” министерства обороны США сказано: “Ракетой “Маверик” наносились удары по бронированным целям с самолетов F- 16 и ,A - 10”. Она запускалась также с самолетов “Хэррьер - П” AV - 8B морской пехоты США.

В “Белой книге” сказано: “Эта ракета непрерывно модернизировалась для действия против новых средств нападения и целей противника. Тепловизионная (IIR) характеристика ракеты “Маверик” была решающей в войне против танков”.

Рис.3. Противотанковая ракета “Маверик” FGM -65 с лазерной системой наведения
Рис.3. Противотанковая ракета “Маверик” FGM -65 с лазерной системой наведения

Хотя “старая” ракета AGM-65А с ТВ наведением поступила на вооружение в 1972 г. , а модель В - 1975 г. ( обе с 57-кг кумулятивной фугасной боевой частью и малой дальностью действия - 3 и 8 км соответственно; модель же с лазерной системой наведения не пошла в производство), первый вариант с тепловизионной головкой самонаведения AGM - 65D поступил на вооружение в 1983 г. Его дальность увеличена до 20 км. Модель Е морской пехоты США имеет полуактивную лазерную систему наведения и была первой моделью, имеющий 136 -кг бронебойную фугасную боевую часть с контактным взрывателем с переменным замедлением.

Вариант AGM-65F был разработан специально для ВМС США на базе модели Е с тепловизионной головкой самонаведения как у модели D. В нем оптимизирована обработка изображений для использования против кораблей, а дальность его действия увеличена до 25 км. Современной моделью (для ВВС США) является вариант AGM-65G с усовершенствованной тепловизионной головкой самонаведения, большей боевой частью и увеличенной дальностью, равной дальности моделей Е и F. В июле 1991 г. с фирмой “Рейтеон” заключен контракт на сумму 265 млн. долларов на производство еще 5255 ракет “Маверик” для ВВС США и 36 - для ВМС США.

В то время, как ВВС США рассматривают вопрос о сокращении количества самолетов А-10, впечатляющие действия этих самолетов в районе Персидского залива вызывают другие соображения. В Саудовской Аравии было рассредоточено 114 самолетов А-10 и они совершали львиную долю вылетов для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки. Тактика, которую они использовали, разрабатывалась незадолго до прибытия в район боевых действий. Работая в паре с самолетом “Бронко” OV-10 морской пехоты США, самолет А-10 пикировал на танк со средней высоты, ведя стрельбу либо из 30-мм поворотной пушки “Авенджан” GAU - 5/А снарядами с сердечниками из обедненного урана, либо ракетами “Маверик”. Самолет OV-10 совершал полет по орбите над районом цели для наблюдения за действиями по противовоздушной обороне.

Эта система работала также ночью, несмотря на отсутствие специализированного оборудования. Летчики пользовались для опознавания целей лишь своими очковыми приборами ночного видения и ракетами “Маверик” с телевизионной или тепловизионной головками самонаведения (в зависимости от транспортируемого варианта).

В феврале летчики самолетов А-10 утверждали, что они уничтожили 23 танка за один день, 16 из них были поражены ракетами “Маверик”, остальные из 30-мм пушки, Летчики выражали свое предпочтение использованию 30-мм пушки, а не ракете “Маверик” для борьбы с танками.

Майор Джорж Джерниган, “Джет”, старший летчик самолета F -16A 157-ой тактической истребительной эскадрильи национальной гвардии БВС Южной Каролине, с которым автор статьи летал в апреле 1990 г. , описывает ракету “Маверик” как “удивительное боевое средство”. Поднимаясь в свой самолет для полета на очередное задание во время войны, он лаконично заметил: ”Не хотел бы я быть в частности именно сейчас водителем танка другой стороны”.

Офицер по вооружению и тактике действий этой части майор Джон Н. Беллинджер, “Буллет”, объяснил представителю редакции журнала DEFENCE , каким образом самолеты F-16 157-ой эскадрильи использовали ракеты “Маверик” в районе Персидского залива. Действуя в полетах по четыре самолета, каждый из которых был оснащен двумя ракетами AGM-65D, летные экипажи вели визуальное опознавание района цели с высоты 10000-150000 футов (3048-4572).Заходя на цель, они спускались на высоту 8000-10000 футов (2438,4-3048,0), при этом один самолет F-16 вел стрельбу, а другие три прикрывали его.

“ Удивительное боевое средство”

Майор Беллинджер заявил: “Ракеты “Маверик” запускались с дальности две мили (3,210 км) и во что бы мы ни целились, мы попадали”. Он заметил также, что движущиеся танки было легче обнаружить и поразить, чем танки в укрытии, где иногда было трудно осуществить визуальное обнаружение.

В более поздний период войны 157-ая эскадрилья совершала полеты также четырьмя самолетами, но изменяла комплекты вооружения: два самолетами F-16 были оснащены ракетами “Маверик”, а два - бомбами Мк84. По словам Беллинджера эти обычные фугасные авиационные бомбы свободного падения были “удивительным боевым средством”. Он заявил: “Если вы можете видеть цель, вы можете поразить ее бомбами Мк84”. 157-ая эскадрилья начала использовать ракеты “Маверик” в середине февраля, а к концу боевых действий насчитывала 30 уничтоженных танков. Четыре летчика, вылетавших для выполнения задачи с применением ракет “Маверик”, прошли предварительную подготовку по этой системе до прибытия в Саудовскую Аравию. Несмотря на то, что после прекращения военных действий прошло время, опубликовано мало подробностей по использованию ракет “Маверик” на самолетах “Хэррьер” AV-8B или “Хорнет” F/А-18 морской пехотой и ВМС США. Сообщается, что во время войны в районе Персидского залива было использовано свыше 3000 ракет “Маверик” (всех вариантов).

Другим основным средством, используемым военно-воздушными силами в борьбе с танками, были управляемые авиационные бомбы с лазерной системой наведения (LGB). главным образом, бомбы США серии Мк80 с системой “Певуэй П” фирмы “Тексас инструментс”. а также британские модификации 1000-фунтовой (453,59-кг) универсальной авиационной бомбы, известные под обозначениями Мк13 и Мк18. Бомбы серии Мк80 с установкой в них системы “Пейвуэй П” получили другие наименования. Так, 500-фунтовая (226,80 кг) авиационная бомба с лазерной системой наведения Мк82 получила наименование GBU-16B/В, а 2000-фунтовая (907,2-кг) Мк84 получила наименование GBU-10E/В.

Как упоминалось ранее, самолеты F-111 уничтожали до 150 бронированных машин за ночь бомбами GBU-12 на заключительном этапе войны, а самолеты F-15Е использовали эти бомбы также для поражения бронированных целей, включая танки. Британские авиационные бомбы с лазерной системой наведения Mk13/18 использовались на самолетах “Торнадо” GR.I и “Баканир” S.2В против многих целей, включая танки.

Против танков (среди других целей) использовались также кассетные бомбы. Бомбометание кассетными бомбами “Хантинг” BL-755 ВВС Великобритании проводилось на малых высотах. Самолеты “Ягуар” ВВС Великобритании использовали кассетные фугасные бомбы “Рокай” Мк20, из которых разрабатывается 247 бронебойных кумулятивных мелких бомб Мк118. Эти боеприпасы использовались также с самолетов “Хэррьер II” AV-8В морской пехоты США и, по заявлениям, являются “очень хорошими боеприпасами против танков”. Французские кассетные бомбы “Белуга” фирмы “Матра” использовались на самолетах “Ягуар-А” ВВС Франции против бронированных целей, в том числе танков на стоянках.

Неуправляемые авиационные ракеты

Современным эквивалентом 203,2 мм (60-фунтового) реактивного снаряда 1944 г. являются неуправляемые авиационные ракеты (FFAR), типичным представителем которых является 68-мм ракета SNEB фирмы “Матра”. В конце 1970-х годов эти системы были усилены в ответ на улучшение броневой защиты за счет установки многодротиковой системы с тремя (или более) стреловидными поражающими элементами вместо боевой части. Однако нет никаких сообщений об использовании этих систем во время войны в районе Персидского залива. Двумя системами, бывшими в действии, были 130-мм ракета “Зуни”, используемая самолетами “Хэррьер” AV - 8В морской пехоты США и система CRV-7 фирмы “Бристоль аэроспейс оф Канада”.

Последняя была на вооружении самолетов “Хорнет” СF-18В канадских вооруженных сил и использовалась на заключительном этапе войны, после того как Канада разрешила использование самолетов “Хорнет” для выполнения операций класса “воздух - земля”. Однако эти системы использовались в течение всей войны на самолетах “Ягуар” GR.1А ВВС Великобритании и оказались эффективными против иракских быстроходных сторожевых кораблей, стартовых позиций ракет “Силкуорм” класса “земля-воздух”, различных артиллерийских боевых порядков и легких боевых бронированных машин. CRV-7 является 70-мм неуправляемой авиационной ракетой, обеспечивающей повышенную ударную энергию, большие дальности пуска вне зоны поражения ПВО (около 6500 м), имеющей целый ряд вариантов боевых частей, включающих фугасную, кассетную противотанковые боевую часть со стреловидными поражающими элементами и зажигательную, снаряженную белым фосфором.

Вероятно, единственным основным типом противотанковой системы, не применявшейся во время в районе Персидского залива, были новые поколения суббоеприпасов для оружия разбрасывающего действия, поступающего на вооружение или находящегося в стадии разработки. Они совершенствуются в настоящее время с учетом опыта, полученного в районе Персидского залива.

О современном состоянии этих различных систем будет сообщено в следующем номере журнала, а пока достаточно сказать, что системы, такие как “Апач” фирм Аэроспасьяль” и “Матра” (не следует путать с вертолетом АН - 64); MBB/DASA MW - 1 и VBW (вертикальное баллистическое оружие); оружие с сенсорным взрывателем фирмы “Текстрон дефенс”, использующее противотанковую самонаводящуюся боевую часть “Скит”, входят в те типы систем, которые находятся в стадии подготовки к производству или поступлению на вооружение.

Рис. 5. Модульный кассетный боеприпас “Апач” класса “воздух-земля” разработан фирмой “Матра” в сотрудничестве с фирмой “Аэроспасьял”. На снимке он установлен под самолетом “Мираж” F-1 ВВС Франции.
Рис. 5. Модульный кассетный боеприпас “Апач” класса “воздух-земля” разработан фирмой “Матра” в сотрудничестве с фирмой “Аэроспасьял”. На снимке он установлен под самолетом “Мираж” F-1 ВВС Франции.

Опыт ВВС Великобритании, полученный в районе Персидского залива, где они не имели ни одного эффективного оружия для стрельбы вне досягаемости комплекса вооружения танка противника, может вызвать возобновление разработки оперативно - тактического задания (ВВС) 1238, замороженного два года назад после возникновения финансовых проблем, вместе с разработкой ранее аннулированного межгосударственного проекта создания модульного оружия для применения вне досягаемости средств поражения противника (MSOW). Противотанковое самонаводящееся оружие (SWAARM) фирмы “Хантинг энджиниринг”, использующее ракеты SADАRM (обнаружения и уничтожения танков) фирмы “Ханиуэлл” и “Бримстоун” фирмы “Маркони дефенс системз” (ракета “Хеллфайр” с головкой самонаведения миллиметрового диапазона) может по возможности разрабатываться по прежним требованиям. Будет продолжаться разработка проекта по REVISE (экспериментальной машине для выстреливания суббоеприпаса в цель).

Противотанковые вертолеты

Разработка боевых вертолетов привела к созданию противотанкового ударного вертолета и многоцелевого ударного вертолета, основной целью которого является выполнение противотанковых задач. По два вертолета каждого типа были использованы в районе Персидского залива. Армии США использовала вертолеты “Апач” АН - 64А фирмы “Македоннелл Дуглас” и “Кобра” АН - 1S фирмы “Белл”, а морская пехота США использовала свои вертолеты “Суперкобра” АH-1W фирмы “Белл” (действия которых в районе Персидского залива были рассмотрены в журнале DEFЕNCE за сентябрь 1991 г., с. 15). Британская армия поддерживала свои бронетанковые силы вертолетами “Линск” АН.7 фирмы “Уэстленд”, а Франция - вертолетами “Газель” SA.342М фирмы “Аэроспасьяль” (в настоящее время фирма “Эрокоптер”).

Рис. 6. Вертолет “Апач”  АН-64 фирмы “Макдоннелл Дуглас”, основной противотанковый вертолет США, показан производящим пуск ракеты с лазерной системой наведения “Хеллфайр” фирмы “Рокуэлл” во время испытаний. Он может переносить до 16 ракет “Хеллфайр” или 762, 75-дюймовых неуправляемых ракет или эти ракеты в сочетании и, кроме того, на нем установлена 30-мм  цепная пушка с боекомплектом 1200 снарядов
Рис. 6. Вертолет “Апач” АН-64 фирмы “Макдоннелл Дуглас”, основной противотанковый вертолет США, показан производящим пуск ракеты с лазерной системой наведения “Хеллфайр” фирмы “Рокуэлл” во время испытаний. Он может переносить до 16 ракет “Хеллфайр” или 762, 75-дюймовых неуправляемых ракет или эти ракеты в сочетании и, кроме того, на нем установлена 30-мм цепная пушка с боекомплектом 1200 снарядов

Вертолеты “Апач” АН-64 первые удары нанесли в операции “Буря в пустыне”. Были проведены, кажется, три основные противотанковые операции. 26 февраля вертолеты “Апач” 4-229-го авиационного полка нанесли удар по подразделению республиканской гвардии в глубине Ирака, уничтожив “Сто машин”. В одном сообщении говорится о “танках , горящих на площади шириной 10 км и длинной на сколько можно видеть”. На следующее утро 2-ая эскадрилья 6-го разведывательного полка, по сообщениям, вывела из строя 50 танков в одном бою. 2-го марта вертолеты “Апач”, объединившись с вертолетами “Кобра” АН-1 и артиллерией, уничтожили около 187 иракских бронированных машин, включая 23 танка Т-72.

По сообщению генерал-майора Рудольфа Остович III Начальника авиации армии США, “вертолеты “Апач” вылетали два раза в своем обычном количестве в обстановке которая была, по крайней мере, неблагоприятной, и имели успех”. Как сообщают, наличие боеготовых средств для выполнения боевой задачи в частях с вертолетами “Апач” составляло больше требуемых 75%, на которые части были готовы к выполнению поставленной задачи на 90-100%.

Основным противотанковым вооружением вертолета “Апач” является ракета “Хеллфайр” AGM-114 фирмы “Рокуэлл”, 2,75-дюймовые неуправляемые авиационные ракеты и 30-мм цепная пушка. Фирма “Рокуэлл” уже разрабатывает ракету “Хеллфайр” в более мощную систему, а фирма “Макдоннелл Дуглас” серьезно занята модернизацией системы “Лонгбоу”, которая будет включать РЛС на миллиметровых волнах, установленную на втулке вертолета” Апач” и вариантом ракеты “Хеллфайр”, способным использовать данные о цели получаемые от РЛС.

Основным противотанковым управляемым оружием (ATGW) вертолета “Суперкобра” была ракета “ТОУ” BGM-71 (запускаемая из контейнера - пусковой трубы и управляемая по проводам с оптическим сопровождением) фирмы "Хьюз", используемая также на вертолете "Линкс" Великобритании. Удивительно мало опубликовано подробностей о действиях противотанковых вертолетов Великобритании. Однако по сообщению приложения к официальному правительственному бюллетеню THE LONDON GAZETTE от 29 февраля 1991 г. “на рассвете 26 февраля 7-ая бронетанковая бригада уничтожила 18 танков с помощью противотанковых вертолетов из 4-го полка армейской авиации, принимающего участие в бою...”. Один офицер армии, с которым разговаривал представитель редакции журнала DEFENCE, заметил, что экипаж вертолетов “Линкс” испытывали “некоторую злость” от того, что они не имели большей возможности во время войны вылетать для борьбы с танками. Они давали выход своей ярости, по его словам, выпуская подготовленные ПТУР “Тоу” в брошенные иракские танки и другие машины после окончания боевых действий.

Франция, военное присутствие которой обнаружилось в конце операции “Щит пустыни”, использовала 60 вертолетов “Газель” SA. 342М, вооруженных ПТУР “Хот”, совместно с 14 вертолетами варианта с 20-мм пушкой и 14 вертолетами разведывательного варианта.

ПТУР “ХОТ” фирмы “Эромиссиль” действует на дальность от 400 до 4000 м, время полета на полную дальность составляет 16,3 с. Это результат использования маршевого двигателя BUGEST фирмы SNPE в дополнение к стартовому двигателю. Управление осуществляется одним реактивным поворотным соплом. При ударе происходит детонация 6-кг боевой части с кумулятивным зарядом. Вариант “Хот-2” находится в производстве с 1985 г., может пробивать броню толщиной 1200 мм и использоваться прицелом VIVIANE в ночных условиях.

  
Рис. 7. Совместное использование вертолетов “Газель” с ПТУР “Хот” и вертолетов  “Линкс” / “Тоу” показывает, что вертолеты могут успешно выполнять противотанковые задачи проще, чем специальные ударные машины
Рис. 7. Совместное использование вертолетов “Газель” с ПТУР “Хот” и вертолетов “Линкс” / “Тоу” показывает, что вертолеты могут успешно выполнять противотанковые задачи проще, чем специальные ударные машины

Два компаньона фирмы “Эромиссиль” фирма “Аэроспасьял” и фирма MB/DASA объединились с фирмой “Бритиш аэроспейс дайнэмикс” для разработки ракеты “Тригат” (противотанковой третьего поколения) для замены ракет “Милан”, “Хот”, находящихся на вооружении Франции, Германии и Великобритании (включая использование на вертолете огневой поддержки “Тигер” фирмы “Эрокоптер”). Однако, если Британия выберет закупку вертолета “Апач” АН-64 в качестве своего будущего противотанкового вертолета, то вероятно, на вооружение центра армейской авиации поступит ракета “Хеллфайер”, а не “Тригат”.

Следует также упомянуть противотанковые варианты “Феннек” AS.555 (“Экюрей”), “Пантера” AS.565 (“Дофин”) фирмы “Аэроспасьял” и ВО. 105(РАН-I) фирмы MBB/DASA (“Эрокоптер”). Италия, между тем. выбрала разработку своего собственного легкого ударного вертолета “Мангуста” А-129 фирмы “Агуста” (вооруженного ракетой “Тоу “) и все еще продает вооруженный ракетой “Тоу” вариант своего вертолета общего назначения А-109. Фирма “Макдоннелл Дуглас” продает варианты своей серии MD.500/530 (вооруженные также ракетой “Тоу”) для выполнения противотанковых задач и вариант пригоден также для самолета “Сикорский” Н-76.

Рис.8. Этот ударный вертолет Во. 105 шведской армии оснащен системой “Хели Тоу” для наведения ракеты “Тоу”. Швеция купила 20 вертолетов ВО, которые получили в этой стране обозначение НКР-9А
Рис.8. Этот ударный вертолет Во. 105 шведской армии оснащен системой “Хели Тоу” для наведения ракеты “Тоу”. Швеция купила 20 вертолетов ВО, которые получили в этой стране обозначение НКР-9А

Советские системы

Советским эквивалентом самолета А-10 является самолет Сухого СУ-25, получивший зарубежное обозначение “Фрогфут” (лапка лягушки ), двойник самолета А-9А фирмы “Нортроп” - участника, проигравшего А-Х состязания ВВС США. СУ-25 широко использовался в боевых действиях во время войны в Афганистане и находится на вооружении государств - бывших участников Варшавского Договора и дружественных стран.

Самолет “Фрогфут” вооружен 30-мм спаренной пушкой советской конструкции. Имеет восемь пилонов под крыльями для размещения максимум 9700 фунтов (4399,8) боевых средств, из которых 57- и 130-мм ракеты и (или) управляемые авиационные бомбы с лазерной системой наведения могут использоваться для противотанковых действий.

Советский Союз отдает предпочтение использованию против танков вертолетов. Первым на вооружение советской армии поступил вертолет МИ-24 серии “Хайд”. Он вооружен пушкой (23-мм пушкой ГШ-23) и 57- и 80-мм ракетами, а также противотанковыми управляемыми ракетами АТ-2 SWATTER или АТ-6 SPIRAL. Как и вертолет “Линск” и другие вертолеты общего назначения, вертолет МИ-3/17 серии “Хип” может быть вооружен ПТУР.

Самым новым советским противотанковым вертолетом является “двойник вертолета “Апач” - вертолет МИ-28 “Хавок”. Впервые он был показан на выставке “Бурже” в 1989 г. Его особенностью является способность переносить до 16 ПТУР АТ-6 SPIRAL в дополнение к двум контейнерам по 20 57- или 80-мм ракет и наличие 30-мм пушки в установке под носовой частью вертолета. По имеющимся в настоящее время сведениям, этот вертолет продолжают разрабатывать и он должен поступить в серийное производство.

Будущее

Было бы справедливо сказать, что многие армии и военно-воздушные силы в настоящее время внимательно рассматривают способы ведения противотанковых боевых действий с учетом опыта войны в районе Персидского залива. Пока многие существующие боевые средства и платформы будут оставаться на вооружении, будут осуществляться их усовершенствования

Что касается самолетов, то областью, в которой будут осуществляться усовершенствования, вероятно, будет разработка автомата разбрасывания на средние - большие дальности, который выбрасывает противотанковые суббоеприпасы. Что касается вертолетов, то будущее связано с вертолетами “Апач” с системой “Лонгбоу”. “Тигер” и новым вертолетом “Комачи” RAH-66A. Вооружением вертолетов будут оставаться системы ПТУР с новыми и усовершенствованными ракетами “Хеллфайер” и можно надеяться, ракетами “Тригат”.

Что должно успокаивать военнослужащих, так это то, что современное поколение боевых средств и платформ, используемых против танков, когда потребовалось выполнить задачи в районе Персидского залива, выполнило их - и с хорошими результатами. Сохраняется совершенная необходимость бронетанковым войскам действовать под надежным авиационным прикрытием своих войск. Как показал опыт войны в районе Персидского залива, авиационные противотанковые средства могут решить исход операции.

MICHAEL J.GETHING

KILLING TANKS FROMTHE AIR.

DEFENCE,”1991, ОСTOBER, Р. 16-18