ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ВСЮ НАГРУЗКУ: БЕЗЭКИПАЖНЫЕ НАЗЕМНЫЕ МАШИНЫ ВЫПОЛНЯЮТ ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПОДДЕРЖКЕСУХОПУТНЫХ ВОЙСК

12.01.2018

Дамиан Кемп

Безэкипажные наземные машины (UGV) являются уникальными среди необитаемых платформ тем, что, хотя исследователи регулярно отмечают их потенциальные возможности в выполнении разведывательных и наступательных задач, подобно их воздушным и подводным собратьям, эти машины являются единственными безэкипажными машинами, серьезно рассматриваемыми также для выполнения задач материально-технического обеспечения.

Действительно, существуют конкретные планы создания больших и малых систем для выполнения этих задач по программе боевых систем будущего (FCS) в Соединенных Штатах. Великобритания разрабатывает свои собственные требования к малым машинам UGV, способным поддерживать спешенных солдат, помогая переносить их все увеличивающуюся ношу в полевых условиях.

Пехотинцы могут в какой-то степени неохотно принимать новую технологию, но резкое увеличение развертывания машин UGV войсками США и коалиции в Афганистане и Ираке помогло материально-техническому обеспечению войск и побудило к оценке понимания потенциальных возможностей этих машин.

Как показатель масштаба их использования дочерняя фирма Foster-Miller компании QinetiQ поставила 1000 машин UGV Talon войскам США в апреле 2007 года и еще 1000 машин к маю 2008 года. Американская фирма iRobot испытала подобную нагрузку в меньшей степени, занимаясь поставками переносной (и в некоторых случаях забрасываемой) безэкипажной наземной машины PackBot, более 1500 единиц которых поставлено, и выполняются дополнительные поставки. В сентябре фирма получила заказ от сухопутных войск США на системы, материально-техническое обеспечение и запасные части для этих машин на сумму 200 млн долларов США.

В настоящее время ведение боевых действий в населенных пунктах является основной формой оперативной работы для большинства машин UGV, что требует от них большей маневренности и инновационных способов подъема на лестницу и на препятствия.

Как и в случае многих безэкипажных платформ, основы применения UGV неизменно лежат в необходимости уберечь операторов от опасности. От первоначальной специальной задачи по обезвреживанию боеприпасов (ЕОD), выполняемой силами обороны и службы безопасности Великобритании в Северной Ирландии при использовании вариантов безэкипажной машины Wheelbarrow фирмы Remotec, UGV развиваются для выполнения ряда новых задач, что отражают компоновки их трансмиссии.

Рисунок 1 − Использование машин UGV, таких как PackBot, увеличивается.
Рисунок 1 − Использование машин UGV, таких как PackBot, увеличивается.

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:RU;} p.MsoFootnoteText, li.MsoFootnoteText, div.MsoFootnoteText {mso-style-noshow:yes; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:RU;} span.MsoFootnoteReference {mso-style-noshow:yes; vertical-align:super;} /* Page Definitions */ @page {mso-footnote-separator:url("file:///C:/Users/Андрей/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_header.htm") fs; mso-footnote-continuation-separator:url("file:///C:/Users/Андрей/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_header.htm") fcs; mso-endnote-separator:url("file:///C:/Users/Андрей/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_header.htm") es; mso-endnote-continuation-separator:url("file:///C:/Users/Андрей/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_header.htm") ecs;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Гусеничные движители в настоящее время являются явными фаворитами для выполнения задач в условиях населенных пунктов, о чем свидетельствуют работы, например, фирм iRobot США с ее гусеничным семейством машин PackBot и Foster-Miller с машиной Talon, а также британских и европейских производителей, например Remotec и Telerob, все предпочитают гусеничные системы, каковыми были ранние варианты машины Wheelbarrow.

Машина Wheelbarrow Mk8 Plus II фирмы Remotec, последний вариант платформы EOD с волоконно-оптической связью и радиоуправлением, созданной Великобританией десятилетия назад, остается в производстве и развивается в нескольких модификациях для усовершенствования своих возможностей в специальных областях.

Вариант Plus II тяжелее предыдущих вариантов этой системы на 315 кг, но сохраняет традиционную регулируемую гусеницу и вариант управления по волоконно-оптическому кабелю. Его гусеницы обеспечивают возможность преодолевать траншею шириной 50 см и ступеньки высотой 48 см под углом 45º, оставляя этот вариант в то же время относительно быстрым на дорогах при скорости 5 км/ч.

Вариант Wheelbarrow Revolution имеет вращающуюся башню, способную осуществлять поворот на 360º, сохраняя в то же время способность подъема и проделывания проходов для базовой системы.

Машина Andros Mark V-A1 еще тяжелее на 360 кг, но быстрее (5,6 км/ч) и имеет больший угол и высоту подъема на ступеньки, чем машина Wheelbarrow, что достигается с помощью шарнирной гусеницы, которая обеспечивает также возможность быстрого передвижения по дорогам на колесах с пневматическими шинами.

Для выполнения некоторых задач габариты имеют определенные преимущества, и меньшая машина mini-Andros II, отличающаяся подобной компоновкой с шарнирной гусеницей и колесами, обеспечивает такие же возможности преодоления препятствий, как и машина Wheelbarrow, но при значительно меньшей скорости (1,8 км/ч).

Инновационно в некоторых конструкциях машин, например в небольших безэкипажных наземных машинах Cyclops, используется модульный метод, и они могут оснащаться либо гусеницами, либо колесами в зависимости от местности и выполняемой задачи.

Более легкие машины Negotiator и Scout фирмы iRobot (США) и Scout польской фирмы Przemyslowy Instytut Automatyki i Рomiarow (PIAP) являются примерно аналогичными по задачам и функциям с небольшими переносными беспилотными летательными аппаратами. То есть они обеспечивают легкое развертывание для ведения ближней разведки и обнаружения на уровне взвода или отделения. Они также обеспечивают большую мобильность при подъеме на лестницы в условиях населенных пунктов и имеют инновационные компоновки трансмиссии.

Фирма PIAP разработала большой ряд безэкипажных наземных машин с гусеничным и колесным движителем в зависимости от выполняемых ими задач. Например, новая машина Ibis является быстроходной колесной (6х6) системой с разрезным передним мостом для преодоления препятствий, хотя более старый образец Expеrt полагался на гусеницы для стабильности и пару «флипперных» гусениц, установленных между основными гусеницами для помощи при подъеме по лестнице.

Машины PackBot и Negotiator фирмы iRobot также используют систему гусеничного флиппера, хотя эти гусеницы устанавливаются на направляющих катках гусеничной цепи снаружи основных гусениц. Эта конструкция позволяет также машине UGV выпрямляться.

Между тем, фирма QinetiQ недавно показала небольшую безэкипажную наземную машину (SUGV) Dragon Runner. Она разработана как базовая колесная платформа, дополнительные устройства которой включают гусеницы для подъема по лестнице, «бордюрные» гусеницы и основные гусеницы, многозвенный манипулятор, блок датчиков и крепления камер. Подобно машине PackBot, эта машина известна в разговорной речи как «throwbot» и предназначена для забрасывания через двери или окна, но в отличие от конструкции фирмы iRobot она не выравнивается сама, вместо этого она способна непрерывно действовать независимо от способа приземления.

Это приспособление машин к гусеницам, как ожидают, будет изменено с появлением больших машин обеспечения, а также для выполнения некоторых других задач, требующих высокой мобильности на пересеченной местности, например для выполнения дальней разведки, что потребует от конструкций других компоновок принятия колес.

Рисунок 2 − Машина SUGV Dragon Runner является многоцелевой платформой, которая может двигаться как на колесах, так и на гусеницах.
Рисунок 2 − Машина SUGV Dragon Runner является многоцелевой платформой, которая может двигаться как на колесах, так и на гусеницах.

Эту тенденцию можно увидеть уже в компоновке многоцелевой машины общего назначения/тылового обеспечения (MULE) фирмы Lockheed Martin, в которой используется колесная формула 6х6 для более быстрого перемещения по дорогам и улучшенного комфорта для эвакуации раненых.

По основному плану 2,5-т машина MULE имеет три варианта платформ: транспортную (MULE-T), противоминную (MULE-C) и легкую вооруженную робототехническую десантную машину (ARV-A-L), предназначенную для обеспечения наступления в пешем порядке и противовоздушной обороны при использовании встроенной автономной навигационной системы, обеспечивающей возможность следить за командирской машиной.

Рисунок 3 − Машина 2,5-т класса по массе для FCS включает три варианта: транспортный, противоминный и вооруженную робототехническую десантную машину (легкую).
Рисунок 3 − Машина 2,5-т класса по массе для FCS включает три варианта: транспортный, противоминный и вооруженную робототехническую десантную машину (легкую).

Эту шарнирную колесную компоновку было бы трудно или практически невозможно использовать в качестве экипажной машины, но она уже продемонстрировала лучшую мобильность при передвижении вне дорог и на пересеченной местности, чем большинство других экипажных систем, включая высокомобильные колесные машины общего назначения (HMMWV), при преодолении траншей шириной 1,75 м и подъеме на ступеньки высотой 0,75 м.

Каждое колесо машины имеет свой собственный двигатель, и, если одно из колес или один мост выходит из строя, машина может автономно отрегулировать свой центр тяжести для перемещения на пяти (или даже трех) колесах.

Планируется, что машина MULE-T должна перевозить до 2400 фунтов (1088 кг) оборудования и вещевых мешков для обеспечения пехоты, а также выполнять задачу по эвакуации раненых. В соответствии с текущим планированием варианты MULE подвергнутся критическому анализу конструкции в 2011 финансовом году (FY 11) и поступят в «современные войска» в 2015 финансовом году. Хотя другая небольшая часть UGV может поступить на вооружение раньше, т.е. в 2010 финансовом году.

Основатель фирмы Supacat Ник Джоунз заявил издательству Jane’s, что его фирма также исследует возможность автоматизации своей небольшой машины повышенной проходимости общего назначения Cat с колесной формулой 6х6, которая долгое время находилась на вооружении британских сухопутных войск в качестве «грузового тягача».

Он полагает, что это направление работ обеспечит возможность автономных действий машины Cat при сопровождении взвода на близком, но безопасном расстоянии при перевозке тяжелых грузов. Затем она может использоваться для подвоза боеприпасов, более тяжелого вооружения, медицинского имущества или материальных средств, не подвергая личный состав огню противника.

Для машин UGV это ранний период, но их потенциальные возможности уже начинают проявляться.

Damian Kemp

Shouldering the load: UGVs carve out operational roles supporting land forces

Jane’s International Defence Review, November 2008, vol. 41