Когда Будда набрал популярность, индуисты-брахманы сильно испугались,

что он сможет стать слишком популярным и их последователи могут стать последователями Будды. Они обратились к царю: «Нам нужно что-то сделать, чтобы Будда не приходил на нашу территорию, в наше царство». 

Царь спросил их: «На каком основании мы можем запретить ему пребывать здесь?» 

Тогда брахманы сказали, что нужно устроить диспут между Буддой и одним великим брахманом, который является великим ученым и очень хорошо проводит диспуты, на таких условиях, что проигравший в диспуте должен навсегда покинуть это царство. Они были полностью уверены, что брахман победит. Царь согласился, и они организовали этот диспут. 

Во время диспута Будда задал брахману один вопрос: 

«Что является самым главным в религии?» 

Это очень важный вопрос, брахман задумался: если сказать, что в религии самое главное – это молитва, то будет противоречие, если сказать, что главное – это посещать храмы, тоже возникнет противоречие. Так он думал и пришел к выводу, что если он ответит, что самое главное – это чистота ума, то здесь не будет противоречий. И он ответил, что самое главное в религии – это чистота ума. Это правильный ответ, потому что здесь нет противоречий.
Если ответ правильный, то логических противоречий не возникает, а если неправильный, то противоречия всегда есть, и вы проиграете в диспуте. 

Будда сказал: «Это правильно.

Второй вопрос, знаете ли вы, как обрести такое чистое состояние ума?» Это стало для брахмана трудным вопросом. Это сущностный вопрос. В любой религии самое главное – чистота ума, в буддизме, христианстве, исламе – везде это главное. Как обрести такое здоровое, чистое, безупречное состояние ума? Это большой вопрос. Брахман сказал, что не знает, как обрести чистое и безупречное состояние ума, и спросил Будду, знает ли он. 

Будда ответил: «Да, знаю. Я не только обладаю теоретическими знаниями, но применил их, использовал на практике и достиг результата – чистого и здорового состояния ума. Это безупречное счастье».
Брахман был поражен и просил:

 «Пожалуйста, расскажите, как обрести такое состояние ума!»

 Будда объяснил, что этого можно добиться с помощью троичной тренировки, тренировки нравственности, тренировки сосредоточения и тренировки мудрости. Будда объяснил механизм, каким образом с помощью этой практики достичь безупречно здорового ума. После таких объяснений брахман встал и попросил Будду стать его Духовным Наставником: «Я хотел бы обрести такое безупречное состояние ума!» После этого диспута другие брахманы стали ругать его: «Как ты мог так поступить? Ты нас опозорил!» Царь пригрозил наказать его. Брахман ответил: «Я ни о чем не жалею, можете наказать меня любым способом. Самое главное, что благодаря тому, что вы организовали этот диспут, я встретил невероятно высокого святого человека, того, кто указывает путь к освобождению и обретению совершенно чистого состояния ума. После встречи с таким человеком я ни о чем не жалею»