Неоконченная рукопись «Черная тетрадь» открывает возможность продолжения духовного наследия буддийского философа и религиозного

31.03.2018

подвижника XX векаДандарона Бидьи Дандаровича.
За прошедшие годы «Черная тетрадь» стала воистину Драгоценной тетрадью:
1) это последнее произведение Дандарона, которое он пишет всю зиму 1973-74 в Выдринской колонии после уничтожающего судебного процесса, выдвинувшего обвинения во всех мыслимых и немыслимых грехах и преступления его самого и группу его преданных учеников;
2) тетрадь была изъята и исчезла в недрах КГБ, долгие годы она считалась утерянной безвозвратно;
3) чудесное возвращение бесценной рукописи патриотами бурятской культуры, рисковавшими своим служебным положением.
Сам автор оставил упоминания о своем труде, как охватывающего все признаки сансары и пути выхода из нее через хинаяну, махаяну, тантризм. Название планировалось, как о Четырех Благородных Истинах Будды.
В буддийском понимании Четыре Благородные Истины представляют собой следующие утверждения:
1) любое существование есть страдание – Истина страдания;
2) у страдания есть причина - Истина причины;
3) страдания можно прекратить – Истина остановки;
4) нужно встать на путь, прекращающий страдания - Истина пути.
В Черной тетради автор предлагает читателю пристальнее всмотреться в исторические события и раскрывает понятие «общественная карма», как настроение умов, вместерожденных из причинно-следственного закона «кармы» традиционного буддизма.
Подробно расписаны всевозможные причины страданий в жизни человека, где господствуют клеши и четыре маары, когда же выявлены причины страданий – приходит осознание, что их можно остановить.
Автор раскрывает три пути остановки страданий через хинаяну, махаяну, тантризм.
Путь, который предлагает Дандарон, начинается с очищения, йогической практики, которые завершаются стадией совершенствования индивида – махамудрой, когда человек полностью побеждает авидью (неведенье) и ломает ее ограниченность пространством и временем, реализуя состояние Будды.

Высказывания из «Черной тетради»:
«Любое живое существо с первых же дней своего рождения вступает в борьбу за существование, вооруженное клешами: неведением, страстью, гневом, гордостью и завистью».

«Быть практичным – значит соглашаться с мнением силы и большинства, хотя это большинство полностью подтверждает мнение силы».

«Зло заключается не в том человеке, который его делает, а в том настроении умов, которое его допускает и терпит».

«Диктатор является субъектом, который рождается деятельностью общественной кармы для того, чтобы мучить миллионы людей, которые также являются порождением общественной кармы в данном месте и в указанный момент времени».

«Техническая революция, с одной стороны, кормит, обеспечивает материальной культурой, удобствами и роскошью многомиллионный цивилизованный народ нашей земли, с другой стороны, она дарует людям безнравственный животный инстинкт – страсть, разврат, который является необходимым и конечным продуктом всякой цивилизации» (например, моральный распад в отношениях между мужчиной и женщиной, рациональное восприятие вещей, утилитарный подход к жизненной цели).

«Ни один из «великих» людей не задумывается о духовном мире общества. Ни один из них не понимает, что настоящая нравственная ценность создается высокой духовной ценностью. Ни одна духовная ценность не строится на сытном обеде. Упитанность свиньи зависит от кормления, но нравственность человека не зависит от этого. Голая материальная обеспеченность не есть обеспеченность духовная».

«Учитель – появляется, когда приходит на то кармическое время».

«Идея расширения владений – ничто иное, как присвоение чужого. Это причина всякого зла».

Превращения (мара скандх):

1) скандха формы (наличие индивидуального Я и Я внешних объектов) преобразуется в Зерцалоподобную мудрость - Вайрочана;

2) скандха соприкосновения, ощущения (ведана) через нее реализуется эмоция жадности, идея расширения владений - преобразуется в Мудрость равного содержания - Ратнасамбхава, когда для индивида все внешние объекты, все познаваемое становятся одинаковыми, для него отсутствует понятие ценное и неценное, полезное и бесполезное (все приносит радость);

3) скандха различения (стремление обладать эстетической ценностью) преобразуется в Мудрость, познающую по отдельности - Амитабха, когда индивид видит в каждом предмете шуньяту (пустоту);

4) скандха действия (борьба за существование) – преобразуется в Действенную мудрость – Амогхасиддхи, когда действия не подкрепляются сознательным направлением воли;

5) скандха сознания или Виджняна-скандха, есть непросветленное сознание, преобразуется в Мудрость дхармового пространства, когда индивид достигает блаженства после подавления всех клеш и четырех мар.

Клеши (мара клеш):
Всего насчитывается 29 видов клеш («Абхидхарма»), из которых основными являются 5 видов, которые нужны для того, чтобы задержать индивида в сансаре:
1) неведение (авидья – является создателем сансары);
2) страсть;
3) гнев;
4) гордость;
5) зависть.

Мара смерти ведет к смерти.

Мара сын небожителя воздействует на эмоциональное чувство.

Очищение четырех махабхути путем йогической практики(элементов из которых состоит индивид: земля, вода, огонь, воздух) позволяет достичь недвойственности, т.е. в мире нет ни хорошего, ни плохого, все существующее шунья (пустота), просто имеет разные формы и свойства.

Бодхисаттвовская мысль.
Бодхисаттва отличается от других буддийских святых хинаяны – архатов и пратьекабудд – тем, что в нем заложено сострадание ко всей сансаре. Бодхисаттва не может спокойно спать и постоянно размышляет, как спасти мучеников сансары от их бесконечных и бесчисленно разнообразных страданий.
Бодхисаттвовское сострадание имеет три разновидности:
1) мысль, подобная царю - Бодхисаттвы, не обладая всемогуществом Будды, не могут спасти всю сансару. Поэтому ради спасения всех живых существ, томящихся в сансаре, мы должны заниматься тантрийской практикой, чтобы быстрее реализовать состояние всемогущества Будды, и потом, подобно царю, своей силой и властью, божественным всемогуществом мы сможем освобождать живые существа от сансарных страданий;
2) мысль, подобная лодочнику – Мы должны спасти всех мучеников сансары и только вместе с ними должны войти в пределы нирваны подобно тому, как лодочник во время великого наводнения спасает свое имущество и домашний скот. А стремиться в нирвану ранее всех других мучающихся и беспомощных бодхисатве не пристало;
3) мысль, подобная пастуху – Я войду в нирвану подобно пастуху, который идет на отдых лишь тогда, когда он весь скот до одного загонит на скотный двор.

«Но ни один бодхисатва в этой постоянно движущейся сансаре не намеревается создавать идеальное, фантастическое общество, ибо знает, что причина борьбы и страданий в этом мире не в неравном распределении богатства среди людей, а в неведении и в исходящих от него иных клеш – эмоциях». Исчезновение клеш происходит «в результате раскрытия бодхисаттвовской мысли и пробуждения мудрости. Бодхисаттвы призывают людей спастись другими методами, теми, что изложены в «Абхисамаяаламкаре» Майтрейи.