Обоо - буддийские обряды начинаются с апреля.

"Май-июнь - традиционное время проведения обрядов Обо и поклонения духам предков (родовым духам) и божествам местности. И во многих семьях ведутся жаркие споры о том, как провести этот обряд - через буддийского ламу или через шамана?
Сторонники шаманов обычно аргументируют тем, что де шаманизм - древняя исконная вера бурят, что буддизм пришел на наши земли всего лишь три-четыре сотни лет назад, а вот соседи всегда проводят обряды через шаманов и посмотри, как хорошо они живут, подумаешь, зарежем жертвенного барана, разве ты не ешь мясо, а ведь духи тоже хотят есть....и т.д. и т.п.

А чем аргументировать буддистам? Как объяснить, например:

1. Что такое духи предков и божества местности?
2. Какую пользу приносят обряды людям, присутствующим на нем?
3. Из каких действий состоит обряд?
4. Чем опасны кровавые жертвоприношения (обычно, шаманы предлагают принести в жертву барана, коня)?
5. И вообще, надо ли проводить этот обряд, который, как правило, влечет за собой, как и финансовые, так и временные затраты?"

Отвечая на вопросы, подумал, что это будет интересно знать многим.

- Обряд почитания духов предков и божеств местности можно совершать как по буддийской, так и по шаманской традиции. Главное, донести свою просьбу через подношение и оказание внимания тем, кому обращаются. Но есть различия в действиях самого обряда и в его последствии, в зависимости от того, кто и как проводил. В буддийском учении главный упор делают на "ахимсу", не причинении вреда живым существам. Так как, опираются на закон причины и следствия, зная, что все явления являются следствием своих причин, и все, что присходит в жизни связанно с тем, что мы думали и совершали в прошлом. К примеру, если убить животное которое должно прожить еще десять лет, то эти десять лет мы отнимем у самих себя. И это проявиться как короткая жизнь в будущих рождениях. Почему некоторые живут по разному, кто то доживает до глубокой старости, а кто то умирает в расцвете сил или даже, только родившись? Это следствие отнятие жизни других в прошлом. Поэтому, понимая закон воздаяния за подобные поступки, отказываются от насильственных методов, приносящих вред здоровью и жизни любого живого существа. Знаю, что некоторые жаждут благополучия в настоящем и готовы пойти на все, даже на убийство животных, лишь бы обрести желаемое. Но такая практика подобна сделке с дьяволом, где можно получить незначительное материальное и социальное благо, но, в обмен на жизнь и здоровье своей семьи. Закон кармы одинаково справедлив для всех и ни для кого не делает исключений. Что отличает мудрого человека? Это умение видеть чуть дальше, и принятие факта связи своих поступков и их последствий. А значит, он понимает и берет ответственность за все, что происходит с ним. Будда не запрещал делать людям то, что им вздумается, Он только указал варианты последствия того или иного деяния. Но свобода выбора и последнее слово всегда остается за самим человеком. Поэтому, решать самим людям, что они хотят получить в конечном итоге, счастье как результат положительной кармы или страдания, как следствие кармы отрицательной.
Теперь становиться ясно, почему в буддийских ритуалах не полагаются на подношения связанные с накоплением негативной кармы. Так как, это лишено здравого смысла. Какой толк менять "золото" на "стеклянные побрякушки"?

А теперь, по порядку, ответы:

1. а) Духи предков - это класс духов, связанных с родовой отца и матери, могут помогать или создавать препятствия потомкам рода, в зависимости от совершения им подношений или их отсутствия. Они сохраняют силу рода и даруют ему процветание, в обмен на умилостивление и исполнение особых действий, связанных именно с этим родом.
б) Божества местности - это различные духи, пребывающие в той или иной местности в виде разнообразных существ. К ним можно отнести духов воды, земли, таких как, лу, нян, цен и тд. Их функция сохранять гармонию и целостность подконтрольной территории, оберегать от всевозможных стихийных бедствий, но только, если люди живут в гармонии с ними и с природой. Если этого не происходит, то они обращаются в "демонов", что насылают мор, падеж скота, раздоры и всевозможные несчастья и катаклизмы.

2. Польза от обряда Обоо, или же, по другому, почтения местных духов, в том, что очищаются энергетические загрязнения "Диб", которые мы осознанно или неосознанно создали посредством загрязнения окружающей среды и от которых страдают существа мира духов. Также, в силу подношения всевозможной пищи и напитков, осуществляется особая взаимосвязь с ними. Что дает возможность просить у них поддержки в своих делах, и быть к нам более благосклоннее. Это способствует своевременному ниспадению дождей, хорошему урожаю, отсутствию насекомых-вредителей, увеличению поголовья скота и прочей живности. В том месте, где сильные ламы совершают обряд правильно, наступает гармония и процветание.

3. Обряд проводят с помощью очистительного воскурения - Санг. Это смесь из особых трав и благородных лекарств, дым которого помогает восстановить чистоту места и наполнить силой всех существ мира духов. Есть разнообразные тексты подношения воскурений Санг. Но самыми известными являются "Даши Чарбеб", "Намдаг Санг", "Риво Сангчо". В каждом из этих текстов есть слова призывания Учителей, Идамов, Будд и бодхисаттв, а также дакинь и защитников Дхармы. Помимо них, взывают ко всем духам и божествам, что населяют эту землю и именно эту территорию. Вначале, очищают от загрязнений, затем, подносят все желаемое, после, просят о даровании счастья и благополучия, в силу накопленных добродетелей. Это примерная структура ритуала. Есть особые моменты, связанные с очищением, а также подношением и получением различных желаемых достижений. Это постараюсь раскрыть позже, в подробном комментарий на ритуал Санг - "Даши Чарбеб".

4. Ответ на этот вопрос раскрыт в самом начале. Опасность кровавых жертв - будущая встреча с еще большими трудностями и страданиями. В любом случае, карма убийства разделяется между всеми, кто участвует в жертвоприношении, и разделяется в полном объеме, не дробясь на количество участвующих. Даже, если вы и не убивали лично своими руками. Согласно одному из свойств кармы, результат деяния всегда ожидает свершившего, а значит, в будущем будет вред для физического здоровья и появится опасность для жизни. Это как брать большой кредит в банке. К примеру, вам дают миллион, вы его получаете, но не становитесь богаче, а наоборот, стали беднее на этот самый миллион, потому что деньги не ваши, а банка. Вы можете наслаждаться жизнью, временно пребывая во благе материального удовлетворения. Но, с каждым разом вы становитесь все беднее и беднее из-за процентов. И придет день, когда вы не сможете вернуть этот долг, и тогда вы потеряете все что у вас есть и даже то, что было у вас до этого. Поэтому, обретение временного счастья ценой будущих проблем, не особо мудрое решение.

5. Проводить или не проводить обряд решать тем, кто желает получить определенное благо. На самом деле, куда важнее соблюдать чистоту природы, заботиться об экологии. И не только земли, воды и пространства но и своего ума. Так как из чистого ума исходит настоящее счастье человека.