Coursera (курсера). Заочное образование. Бесплатно!?

Может ли заочное образование чему-то научить? В этой статье хочу поделиться своим опытом прохождения дистанционных курсов на Курсере, и чем они отличаются от российского заочного образования.

Возможно, это предвзятое мнение и дела в российском заочном образовании идут «в гору». Однако, как мне кажется, студентов заочников можно разделить на три категории: первые – те, кто учатся за деньги и их это абсолютно устраивает; вторые – как и первые «башляют», но это их категорически не устраивает, а куда деваться, иначе не сдашь, даже будь ты семи пядей во лбу; и третьи – кто старательно всё делает сам, и если система «позволяет», то им учится легко.

Второй момент – слабая релевантность, проще говоря, уместность и применимость, полученных знаний. А практика и формирование рабочих навыков, чаще всего головная боль учащихся студентов, университеты редко могут чем то помочь. То есть система, обычно, работает наоборот, студент заочник - это уже опытный работник, которому нужна «корочка». И тут всё ОК.

Поэтому желания получить второе высшее у меня не возникало никогда. Совсем. Но потребность учиться чему-нибудь новому и полезному есть. Она не преодолимая…

Небольшое уточнение: в школе я училась хорошо, точно также и в университете на очном отделении. Проблем с учебой у меня не было никогда, а что такое пересдача я в принципе не знала…

Ну а теперь по порядку.

Пару лет назад меня увлекла когнитивная психология и нейробиология, что в принципе не имеет никакого отношения к моему высшему экономическому образованию со специализацией в туристической отрасли... Мне действительно очень интересно как работает наш мозг, как мы запоминаем, и что нужно сделать для того, чтобы лучше учиться.

И тут я нечаянно наткнулась на видео с канала TED. Где рассказывалось об условно бесплатном образовательном проекте Coursera. Что значит условно-бесплатный? Ты можешь изучить ряд курсов от лучших университетов мира бесплатно, а вот если ты хочешь получить сертификат, то придётся заплатить небольшую сумму. Как выяснилось позже, не все курсы доступны для бесплатного использования, но выбор все равно огромен, особенно, если вы владеете английским языком.

Мне было очень интересно, что это за проект, и как все работает изнутри. Поэтому я тут же записалась на совместный курс Университета Макмастера и Калифорнийского университета в Сан-Диего «Learning How to Learn». В первую очередь меня подкупило наличие русских субтитров, так как языковой практики у меня давно не было, и в своих возможностях я сомневалась. А во вторых курс длился всего 4 недели. Каждую неделю нужно было написать онлайн тест и сделать несколько заданий – проектов на проверку.

Мне показалось, что все это легкотня, даже заморачиваться не стоит. Но уже первая неделя показала, как сильно я заблуждалась. Учиться по системе курсеры приходилось на пределе своих возможностей.

Во-первых, материал усложнялся, а в конце каждого видео нужно было ответить на ключевой вопрос, односложные ответы не принимались. Во-вторых, тест в конце недели оказался очень серьезным. Выжав из своей головы все, что запомнила, я смогла получить только четверку. Окончательно же меня добил проект, который я сдала. Он набрал минимальный проходной балл с кучей замечаний и комментариев! Хотя готовилась я к нему хорошо, в моем понимании конечно.

Результаты первой недели обучения меня просто ошарашили!

Оказывается и на заочном (дистанционном) обучении можно получать очень хорошие знания, а усилий нужно прилагать в 2, а то и 3 раза больше, чем я привыкла.

Конечно, после всего этого я взялась за курс основательно и закончила его с четверками и пятерками. Но щелчок по своему самолюбию я получила хороший! Теперь я точно знаю, что дистанционное заочное образование может быть очень качественным.

Кстати, на Курсере представлено несколько неплохих курсов от МФТИ и Томского университета. А так как они разработаны согласно требованиям проекта, то их качество ничуть не уступает американским, канадским и другим курсам. Так что русские тоже могут, когда хотят…