bugaev.org
2396 subscribers

Быстрее, выше, но грустно

14k full reads
16k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3 minutes — average reading time

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.

Быстрее, выше, но грустно

Ради 20 минут на борту Ту-144 я простоял в очереди на авиасалоне МАКС-2019 четыре часа. Ненавижу очереди, но это была возможность попасть на борт последнего построенного Ту-144 из тех, что летали. В реестре Russianplanes самолёт с номером СССР-77115 отмечен как наиболее укомплектованный из всех оставшихся 144-х. И теоретически он ещё может подняться в небо, по крайней мере, его можно довести до лётного состояния «относительно малыми средствами».

Быстрее, выше, но грустно

Поднимаешься на Ту-144, и немножко дух захватывает — вот это машина! 4,5 метра нужно идти вверх до входа в салон. Для Ту-144 были построены трапы с эскалаторами. Правда, их было всего два, и они практически не использовались — предпочли более надёжный вариант, без эскалаторов.

Быстрее, выше, но грустно

«Снимайте рюкзаки». Бумажка, прилепленная скотчем, встречает посетителей, которые по просьбе организаторов оставили свои сумки ещё перед трапом.

Быстрее, выше, но грустно

Знаменитые ушки Ту-144 — одно из самых заметных внешних отличий от англо-французского «Конкорда». Использовались при взлёте и посадке, давали дополнительную подъёмную силу.

Быстрее, выше, но грустно

Уже более 50 лет прошло с момента первого полёта Ту-144. И это был первый в мире полёт сверзвукового пассажирского самолёта — 31 декабря 1968. Правда, в 1961 году американцы умудрились выйти на сверхзвуковую скорость на дозвуковом авиалайнере, но это совсем другая история.

Быстрее, выше, но грустно

Ту-144 летал на высоте до 20 км, его крейсерская скорость достигала 2300 км/ч, т.е. в 2 раза быстрее звука. И это было быстрее и выше «Конкорда». Грустно от того, что на авиалиниях 144-ый проработал всего 8 месяцев в 1977-1978 годах, выполнил 55 коммерческих рейсов и перевёз 3284 пассажира. Чуть менее шустрый, но более экономичный «Конкорд» эксплуатировался 27 лет, с 1976 по 2003 год, и перевёз за это время порядка 3 млн пассажиров.

Пройдёмся по салону. На борту Ту-144 с регистрацией СССР-77115 сейчас дела обстоят так:

Быстрее, выше, но грустно

Не супер, конечно, но всё равно круто, что салон восстановили.

Быстрее, выше, но грустно

Часть салона оборудовали под небольшой музей, где можно почитать про Ту-144 и «Конкорд», посмотреть исторические фото.

Быстрее, выше, но грустно

В первом классе кресла располагались друг напротив друга, и между ними столик.

Быстрее, выше, но грустно

Впрочем, этот самолёт пассажиров не перевозил — он использовался для тренировок лётчиков-испытателей «Бурана», а позже как резервный борт по программе Ту-144 «Летающая лаборатория».

Быстрее, выше, но грустно

Когда начинал летать Ту-144, багажные полки на многих самолётах ещё не закрывались — но в 144-х их сделали закрывающимися.

Быстрее, выше, но грустно

На авиашоу в Европе можно купить билет и полетать на интересных самолётах прошлого века, например, на таком монстре, как Super Constellation.

Быстрее, выше, но грустно

Было бы здорово сделать такое в России. Восстановить один Ту-144 и выполнять хотя бы минимальную лётную программу на нём во время традиционных авиасалонов МАКС — взлётно-посадочная полоса в Жуковском наверняка позволит это. Это было бы феерично! И наверняка привлекло бы к МАКСу больше внимания. Может быть, и среди потенциальных покупателей современной авиатехники.

Напоследок — пара фото из Казани. В этом году удалось побывать на территории Казанского авиационного института — здесь установлен Ту-144 с бортовым номером СССР-77107.

Быстрее, выше, но грустно

В самолёте планируют открыть интерактивный музей — может быть, уже скоро подняться на борт Ту-144 станет проще.

Быстрее, выше, но грустно

Другие фоторепортажи на канале:

Подписывайтесь на канал, впереди много нового.