2,6K подписчиков

Быстрее, выше, но грустно

14K прочитали

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.

Ради 20 минут на борту Ту-144 я простоял в очереди на авиасалоне МАКС-2019 четыре часа. Ненавижу очереди, но это была возможность попасть на борт последнего построенного Ту-144 из тех, что летали. В реестре Russianplanes самолёт с номером СССР-77115 отмечен как наиболее укомплектованный из всех оставшихся 144-х. И теоретически он ещё может подняться в небо, по крайней мере, его можно довести до лётного состояния «относительно малыми средствами».

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-2

Поднимаешься на Ту-144, и немножко дух захватывает — вот это машина! 4,5 метра нужно идти вверх до входа в салон. Для Ту-144 были построены трапы с эскалаторами. Правда, их было всего два, и они практически не использовались — предпочли более надёжный вариант, без эскалаторов.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-3

«Снимайте рюкзаки». Бумажка, прилепленная скотчем, встречает посетителей, которые по просьбе организаторов оставили свои сумки ещё перед трапом.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-4

Знаменитые ушки Ту-144 — одно из самых заметных внешних отличий от англо-французского «Конкорда». Использовались при взлёте и посадке, давали дополнительную подъёмную силу.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-5

Уже более 50 лет прошло с момента первого полёта Ту-144. И это был первый в мире полёт сверзвукового пассажирского самолёта — 31 декабря 1968. Правда, в 1961 году американцы умудрились выйти на сверхзвуковую скорость на дозвуковом авиалайнере, но это совсем другая история.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-6

Ту-144 летал на высоте до 20 км, его крейсерская скорость достигала 2300 км/ч, т.е. в 2 раза быстрее звука. И это было быстрее и выше «Конкорда». Грустно от того, что на авиалиниях 144-ый проработал всего 8 месяцев в 1977-1978 годах, выполнил 55 коммерческих рейсов и перевёз 3284 пассажира. Чуть менее шустрый, но более экономичный «Конкорд» эксплуатировался 27 лет, с 1976 по 2003 год, и перевёз за это время порядка 3 млн пассажиров.

Пройдёмся по салону. На борту Ту-144 с регистрацией СССР-77115 сейчас дела обстоят так:

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-7

Не супер, конечно, но всё равно круто, что салон восстановили.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-8

Часть салона оборудовали под небольшой музей, где можно почитать про Ту-144 и «Конкорд», посмотреть исторические фото.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-9

В первом классе кресла располагались друг напротив друга, и между ними столик.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-10

Впрочем, этот самолёт пассажиров не перевозил — он использовался для тренировок лётчиков-испытателей «Бурана», а позже как резервный борт по программе Ту-144 «Летающая лаборатория».

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-11

Когда начинал летать Ту-144, багажные полки на многих самолётах ещё не закрывались — но в 144-х их сделали закрывающимися.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-12

На авиашоу в Европе можно купить билет и полетать на интересных самолётах прошлого века, например, на таком монстре, как Super Constellation.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-13

Было бы здорово сделать такое в России. Восстановить один Ту-144 и выполнять хотя бы минимальную лётную программу на нём во время традиционных авиасалонов МАКС — взлётно-посадочная полоса в Жуковском наверняка позволит это. Это было бы феерично! И наверняка привлекло бы к МАКСу больше внимания. Может быть, и среди потенциальных покупателей современной авиатехники.

Напоследок — пара фото из Казани. В этом году удалось побывать на территории Казанского авиационного института — здесь установлен Ту-144 с бортовым номером СССР-77107.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-14

В самолёте планируют открыть интерактивный музей — может быть, уже скоро подняться на борт Ту-144 станет проще.

20 минут на борту самого быстрого пассажирского самолёта в истории. Как выглядит ещё способный подняться в небо сверхзвуковой Ту-144.-15

Другие фоторепортажи на канале:

Подписывайтесь на канал, впереди много нового.