bugaev.org
2395 subscribers

Светлое будущее российского авиапрома

3,1k full reads
4,1k story viewsUnique page visitors
3,1k read the story to the endThat's 75% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Светлое будущее российского авиапрома

Светлый и широкий — первые мои впечатления от салона нового российского самолёта МС-21. Вероятный конкурент Airbus A320 и Boeing 737 был представлен на авиашоу МАКС-2019 впервые. И сразу тремя бортами. В этом посте посмотрим каждый: 001 на стоянке, 002 в полёте, а на 003 поднимемся вместе с инженером-конструктором.

↓ 2. На этом фото, как и на заглавном — первый лётный экземпляр «Магистрального самолёта XXI века» (регистрация 73051, серийный номер 21001). Именно этот борт участвовал в первом публичном показе МС-21 в 2016 году, а 28 мая 2017-го открыл программу лётных испытаний проекта.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 3. На борту №003 (регистрационный 73054, серийный 21004) установлен пассажирский салон с креслами двух классов. Этот самолёт принимал многочисленные делегации гостей международного авиакосмического салона в Жуковском. Фото с одного из бизнес-дней МАКС-2019.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 4. Для нас с вами небольшую индивидуальную экскурсию проведёт Надежда Хлебунова, инженер-конструктор 1 категории отделения прочности ПАО «Корпорация "Иркут"».

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 5. Сложно пройти мимо такого банального ракурса огромных иллюминаторов МС-21. В том числе благодаря им в салоне должно быть светло.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 6. Но первым делом заглянем в кабину. Тут крутой обзор и много света.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 7. Кабина довольно просторная, пилотам должно быть комфортно. Ещё им в помощь — система улучшенной визуализации. Она выдаёт на остекление или дисплей изображение земной поверхности перед самолётом. В системе используются и тепловизоры, что позволяет пилотам, например, лучше оценить обстановку на ВПП при заходе на посадку в тёмное время. К сожалению, во время нашей экскурсии эту систему не включали.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 8. Такое остекление не разрушится, если в него попадут птицы. На испытаниях кабину закрепляли на стенде и обстреливали её из пневматической пушки различными предметами со скоростью 600 км/ч. Все элементы конструкции кабины выдержали испытание — после таких попаданий можно продолжить полёт.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 9. Работая над проектом МС-21, конструкторы общались с авиакомпаниями, выясняли потребности. Многие перевозчики высказались за сайдстики вместо штурвалов.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 10. Салон просторный и светлый. В проходе легко разойдутся пассажир и бортпроводник с едой. Вдали на фото виден аппарат для раздачи еды пассажирам — он занимает лишь половину прохода. И при посадке на борт можно будет не ждать, когда пассажир перед тобой закинет сумку на багажную полку, места хватит его обойти. «Самый широкофюзеляжный из всех узкофюзеляжных в мире» — так описали свой самолёт представители компании-производителя МС-21 на пресс-конференции. По ширине лайнер действительно превосходит предположительных конкурентов. Ширина фюзеляжа МС-21 составляет 4,06 м, ширина салона — 3,81 м, у Airbus A320 Neo ширина фюзеляжа — 3,95 м, салона — 3,70 м. У Boeing 737 NG и MAX ширина фюзеляжа 3,76 м, ширина салона — 3,54 м.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 11. Багажные полки тоже довольно вместительные, особенно если вот таким образом размещать там чемоданы.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 12. Бизнес-класс и эконом. В первом компоновка кресел 2-2, в экономе — 3-3. На это фото — Елена, инженер-конструктор группы крыла.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 13. МС-21 с цифрами 002 на борту (регистрационный номер 73053, серийный 21003) участвовал в лётной программе МАКС-2019.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 14. Этот борт свой первый полёт совершил в мае 2018 года. На этом и других фото ниже — демонстрационный полёт во время авиашоу в Жуковском 30 августа 2019 года.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 15. После отрыва от полосы МС-21 взмывал практически вертикально вверх, вскоре следовал вираж с креном 90 градусов или даже больше — и зрители видели необычную для пассажирского самолёта полубочку.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 16. Ещё до появления в американо-российских отношениях санкций корпорация «Иркут» договорилась об установке на МС-21-300 американских двигателей Pratt&Whitney PW1400G. Это они и есть. Похожие устанавливаются на Airbus A320 Neo. МС-21 будет оснащаться и российскими двигателями ПД-14 — первым их получит пятый опытный самолёт, который должен начать полёты в 2020 году. Поэтому разработчики сначала рассчитывают пройти сертификацию МС-21 с американскими двигателями, а в 2021 году — с российскими.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 17. В полёте МС-21 показал немало крутых виражей и резких наборов высоты.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 18. Хорошая идея нарисовать на пузе «МС-21».

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 19. Крыло МС-21 образно называют «чёрным» — чтобы подчеркнуть его неметаллическое происхождение. Углепластик, из которого создают крылья МС-21, изначально имеет чёрный цвет.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 20. Съёмка с медиаплатформы МАКС-2019...

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 21. ... даёт больше шансов поймать самолёт «по солнцу», а не против него.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 22. Как писали «Новая газета» и «Коммерсант», в начале 2019 года стало известно, что санкции США поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для МС-21. Ряд компонентов, которые российские производители применяли в конструкции крыла и части киля, шли из США (от компании Hexcel) и Японии (Toray Industries), но под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Теперь иностранных поставщиков композитов предстоит заменить российскими. Генконструктор компании «Иркут» Олег Демченко в Жуковском заявил, что предварительные испытания композитных материалов, выпускаемых российской атомной отраслью и необходимых для серийного производства МС-21, должны завершиться до конца нынешнего года.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 23. Пилотировали МС-21 на авиашоу лётчики-испытатели корпорации «Иркут» Олег Кононенко и Василий Севастьянов. Они говорили, что показывали не трюки, а обычное пилотирование, чтобы полнее продемонстрировать зрителям возможности российского лайнера. Судя по «обычному пилотированию», возможности у самолёта эпичные.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 24. На борту МС-21 будет поддерживаться более комфортное для человека давление, чем в самолётах предыдущих поколений.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 25. «Аэрофлот» заказал 50 самолётов МС-21 и может взять ещё 35 лайнеров. Каталожная стоимость МС-21 оценивается в 96,1 млн долларов (апрель 2019), цена A320 Neo превышает 110 млн долларов (прайс января 2018), Boeing 737 MAX 8 стоит больше 121 млн долларов. Но вот 737-700 можно прикупить за 89,1 млн, а 737 MAX 7 — за 99,7 млн. Короче, оценочная стоимость МС-21, в основном, ниже, чем у конкурентов.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 26. Руление по полосе на фоне многочисленных зрителей авиасалона.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 27. МС-21 производят на Иркутском авиационном заводе, а для испытаний самолёта в ЛИИ Громова в Жуковском построили отдельный ангар, развернули средства наземного обслуживания.

Светлое будущее российского авиапрома

↓ 28. Миниатюрная копия первого МС-21 на стенде «Объединённой авиастроительной корпорации».

Светлое будущее российского авиапрома

Подписывайтесь на канал и смотрите авторские авиарепортажи:

Сверхсовременный Airbus A350 с умным салоном на МАКС-2019

Как турки утопили военно-транспортный самолёт