Очередной узник пионерских лагерей

31.07.2018

Николай Иванович Семечкин, кандидат философских наук, профессор, 1954 года рождения:

Старшие поколения людей, чьё детство пришлось на период советской истории, росли, развивались и социализировались не только в условиях тотальной пропаганды, бытовой бедности и неустроенности (бараки, коммуналки), неразвитости инфраструктуры (дороги, телефон, радио, отопление, водопровод, канализация), дефицита товаров и продуктов питания, но и в условиях скученности, отсутствия ярких красок, красивых, эстетически привлекательных вещей, предметов, строений, городских и сельских ландшафтов. Достаточно сказать, что одежда, производимая в советское время, за редкими исключениями, отличалась блеклой или тёмной («немаркой», «практичной») расцветкой – все оттенки серого или чёрных, тёмно-синих или тёмно-коричневых тонов. Причём, не только мужская, но и женская, и даже детская.

В качестве иллюстрации: Ленинград, Невский проспект, 1960-е.

Автомобили и другая гражданская техника, создававшаяся в СССР – а это в основном грузовые машины, тракторы, строительная агрегаты – как правило, были окрашены в темно-зелёный (маскировочный, камуфляжный) цвет: следствие милитаризации сознания. Сама техника не отвечала ни санитарным, ни эргономическим требованиям. А это уже следствие пренебрежительного отношения и к человеку как к «винтику», и к его здоровью, и к его жизни вообще.

Опять же, проиллюстрируем этот тезис фотографиями. Трактор МТЗ-2 является ровесником Николая Ивановича, он выпускался с 1954 по 1958 год:

А это уже знаменитый трактор «Беларусь», выпускавшийся с 1974 года, в его родной раскраске:

Трактор К-701, массово выпускавшийся в моём родном Ленинграде с 1975 года, опять же в родной раскраске:

Но послушаем дальше господина Семечкина:

Можно также вспомнить, что в Советском Союзе приветствовались бравурные, маршевые, военные песни и музыка и подвергалось критике и гонениям всё остальное музыкальное творчество, которое объявлялось не соответствующим государственным, официальным канонам и «народным традициям». Музыка, не получившая идеологического признания, в лучшем случае испытывала к себе пренебрежительное отношение. Поэтому вплоть до последнего десятилетия коммунистического правления типичными для советского радио и телеэфира были два вида звукового ряда – либо заунывный («народный» стиль), либо бравурный официоз, призванный олицетворять всевозможные трудовые и военные подвиги.

Ещё одной неблагоприятной приметой социальной экологии советского, ныне российского человека выступает эстетический фон мест его обитания, эстетика социального ландшафта территорий российских поселений. Во времена детства людей старшего и даже среднего возраста, вплоть до эпохи массового строительства «хрущевок» (60-е годы ХХ в.), основная масса городского населения проживала, преимущественно в бараках и коммунальных квартирах. Сельские жители, хотя в большинстве своём и имели индивидуальные дома для проживания, но в силу различных причин не имели возможности и желания заниматься обустройством и облагораживанием как жилых строений, так и мест своего проживания. Прежде всего, потому, что они не являлись хозяевами территории собственного обитания.

Кварталы городских бараков, как, впрочем, и сельские барачные по-селения, в силу неразвитости инженерных сетей обрастали выгребными ямами, сараями, порою полуразрушенными, общественными туалетами, пребывающими, как правило, в запущенном состоянии, свалками, помойками. Бездорожье и лужи дополняли этот скорбный бытовой пейзаж. Детство большинства россиян старшего и среднего возраста протекало в условиях именно такой социальной экологии. Местами игр для детей служили сараи, свалки, стройки, брошенные котлованы, руины разрушенных бараков и промышленных предприятий, словом, грязная обезображенная территория, типичная для мест российских поселений.

Социальная экология нынешнего детского поколения, конечно, несколько изменилась и отличается от той среды обитания, в которой проходило детство родителей, а тем более, бабушек и дедушек. Но не радикально. Поскольку, например, стандарты барачной (или трущобной) эстетики передаются из поколения в поколение. И старые автомобильные покрышки в качестве цветочных клумб, используемые для «украшения» и декорирования современных дворов или ржавые металлические листы в качестве ограждений – наглядное тому свидетельство. А если вспомнить ещё, что современные российские города, особенно пригороды, превращены, по сути, в бесконечные гигантские свалки мусора и бытовых отходов (Владивосток здесь не исключение, но типичный образец), то можно предположить, что и поведение, отношение к окружающим и эстетические представления нынешних детей мало чем будет отличаться от поведения и ценностей старших поколений.

(Семечкин Н.И. Детство и среда обитания // Географии детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик: материалы междунар. молодёжной научной школы-конф., Владивосток, 29-31 мая 2018 г. СПб., 2018. С.213-216)

Ну и в заключение немного об авторе:

https://www.directmedia.ru/author_81608_semechkin_nikolay_ivanovich/

Семечкин Николай Иванович

Ученая степень, звание: кандидат философских наук, профессор.
Место работы (университет, кафедра): Дальневосточный федеральный университет, кафедра психологии.
Область научных интересов: социальная психология.
Краткая биография: Родился 16 декабря 1954 года. В 1972 году окончил среднюю школу, затем, до поступления в вуз, в 1976 году работал в Восточной Сибири и на Сибирском Севере в геологии и на стройках. В 1976 году поступил на философский факультет Уральского госуниверситета ( г. Свердловск, ныне Екатеринбург). В 1981 году, по окончанию университета, по госраспределению был направлен на Дальний Восток, в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище (г. Владивсоток) преподавателем философии. С тех пор живёт во Владивостоке. В 1992 году окончил философскую аспирантуру Новосибирского госуниверситета (заочно), в 1993 году защитил диссертацию по философии: «Проблема трансформации общественного сознания в цивилизационном процессе». С 1994 года начал преподавать психологию в Дальневосточном госуниверситете (Владивосток), с 2011 – в Дальневосточном федеральном университете.

Связаться с автором: semechkin_nik@mail.ru

Маленький штрих для тех, кто не знает или забыл реалии СССР начала 1980-х: в Дальневосточном высшем инженерно-морском училище товарищ Семечкин с 1981 года преподавал не просто философию, а марксистско-ленинскую философию.

Цинк.

Кстати, я претендую на авторство термина "узник пионерских лагерей" и мне приятно, то он пошел в народ.)