Как эффективные менеджеры уничтожают высшее образование в России

14 November 2019
Как эффективные менеджеры уничтожают высшее образование в России

Известно, что правительство России взяло курс на подъем экономики за счет внедрения во все системы управления эффективных менеджеров. Главным критерием отбора на такие должности стали не профессионализм и опыт, а молодость к которой иногда прикладываются двухнедельные курсы в Сколково или участие в разных новомодных конкурсах, ну и конечно же связи. На памяти у все назначение генеральным директором концерна «Туполев» сына Рогозина, не имеющего отношения к авиации, министром сельского хозяйства сына Патрушева, главного крестьянина страны, а эффективно управлять свалками бытовых отходов стал юрист - сына генпрокурора Чайки.

Можно стать эффективным менеджером с высокой зарплатой и без волосатой руки, просто попав в нужное место в нужное время. Этот трюк удался нынешнему министру науки и высшего образования Михаилу Катюкову. Все его достижения в науке заканчиваются получением красного диплома о высшем образовании по специальности управление и финансы в Красноярском университете. Еще не окончив его, он стал возглавлять отдел экономики в областной администрации, но потом после двух служебных скандалов, каким то чудом оказался в Москве и несколько лет потеревшись в околонаучных кругах за инвентаризацией принадлежавшего Академии Наук имущества, не имея ученой степени, опубликованных научных работ, а также опыта преподавания, он становится министром науки и высшего образования России.

Целью назначения финансиста на такой пост является, по всей видимости, гениальный замысел правительства - перевести высшее образование в стране на экономические рельсы и сделать его прибыльным. Эта тенденция начала проявлять лет десять назад, когда ректора вузов стали назначаться сверху, отменив свободные выборы ректоров университетским коллективом в ходе тайного голосования.

Ректора-назначенцы сразу стали оптимизировать расходы университетов, перераспределяя денежные потоки, получаемые от государства, в свою пользу. Можно в открытой печати узнать, что зарплаты ректоров ведущих вузов страны могут доходить до 1,5-2 миллионов, в то время как заплаты профессорского-преподавательского состава еще три года назад не превышали 20 тысяч.

Майские указы президента, повелевшего поднять зарплату преподавателям до уровня двух средних заплат по региону, но забывшему выделить на это деньги, генеральные менеджеры от науки выполнили, сократив количество преподавателей и практически весь вспомогательный состав от лаборантов до уборщиц, и, главное, переведя оставшихся преподавателей на неполные ставки при прежней нагрузке. В результате на бумаге получилось повышение зарплаты, а на деле все те же нищенские крохи, на которыми молодые и умные мозги в университет не заманишь.

Сокращения коснулись в основном пожилых преподавателей, сохранивших России высшую школу за сущие копейки. Так как к моменту президентских указов количество молодых преподавателей не превышало 25%, появился дефицит лекторов, знающих специальные курсы, а в отсутствии лаборантов и учебных мастеров стало некому проводить лабораторные работы. Эту задачу эффективные менеджеры решили путем исключения непокрытых курсов из программы обучения, причем нередко исключались целые направления подготовки, как в технических, так и гуманитарных вузах. Особенно пострадали направления крайне нужные стране, но с неблагозвучными названиями: черная металлургия, литейное, сварочное производство. Какой родитель отдаст свою дитятю на такую специальность, тем более деньги по контракту заплатит?

С приходом нового министра дела пошли еще круче. Практически повсеместно была проведена реорганизация структуры Вузов. Понятие кафедра, отвечающая за подготовку специалистов, было отменено, а из нескольких родственных кафедр были организованы институты, во главе которых ректора - назначенцы поставили эффективных менеджеров, из числа молодых преподавателей, без учета их специализации, званий и успехов в науке.

Главной задачей этих назначенцев стало написание различных отчетов в министерство и надзор за бывшими, но уже состарившимися учителями, путем подсчета их баллов, исчисляемых в заморских Хиршах и отечественных Ринцах. Что это такое объяснять не берусь, мало кто разбирается в методике их подсчетов. Одно знаю: для этого надо постоянно публиковать в престижных зарубежных и отечественных журналах научные статьи при стоимости публикации, доходящей до месячной профессорской зарплаты. Кроме того, за собственный счет необходимо посещать международные конференции, что по силам только ректорам и их эффективным менеджерам. В таких условиях речи о научных школах, группирующихся вокруг ведущих ученых, на которых всегда стоял университет, остались одни воспоминания. Чтобы профессорско-преподавательский состав не возмущался, всех перевели на годовые контракты. Будешь возмущаться, на следующий год контракт не возобновят.

Что интересно, процесс обучения, его материальная база и сами студенты из зоны ответственности эффективных менеджеров были выведены. В результате в Вузах нет ни нового учебного оборудования, ни современных компьютеров (даже старых не хватает), ни приличных аудиторий, ни дисциплины студентов.

Так что эффективный менеджмент в Вузах живет и побеждает. Еще немного, и специалистов для нашей страны мы будем приглашать, как и в первые годы после революции, из-за границы.

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте пожалуйста лайк, и напишите, что вы по этому поводу думаете?