3852 subscribers

Я много писал о школе, но понял, что это тупик

405 full reads
702 story viewsUnique page visitors
405 read the story to the endThat's 58% of the total page views
3 minutes — average reading time

Недавно я опубликовал статью: "Школа - это отвлекающий маневр", в которой вплотную подошел к пониманию сути.

Кто-то скажет, что сказанное ниже - очевидно.

Я отвечу: "Знать - не то же самое, что понимать". Понимание глубоко личностная штука.

Школа - это тупик, но это не значит, что учиться не нужно. Существующим способом неэффективно - это да. Но дело не только в этом.

Обучение человека должно идти от человека, а не от "предмета".

Школа же идет в другом направлении. Даже воспитательная функция законодательно убрана из школы.

Обучение от предметов = роботоподобное обучение. "Машинное обучение" в буквальном смысле. Оно ведет человека в мир машин, то есть к деградации.

Жук в тумане. В смысле резкость не навелась. В смыле - непонятно куда и в чем смысл...
Жук в тумане. В смысле резкость не навелась. В смыле - непонятно куда и в чем смысл...
Жук в тумане. В смысле резкость не навелась. В смыле - непонятно куда и в чем смысл...

Чем занимается школа? Рассказывает,

"Есть ли жизнь на Марсе - нет ли жизни на Марсе"

И дело не в том, что то в столь категоричной, школьной форме "науке это неизвестно".

Это абсолютно неважно, до тех пор, пока не решены главные вопросы, не удовлетворены жизненно важные человеческие потребности.

Включая потребность развития, более базовую, чем производство себе подобных.

"Разве уши не важны?!"

Логику дурака, который не видит более широкой картины и застревает на деталях, не понимает иерархию ценностей, можно показать такой метафорой.

- "Разве уши не важны? Почему вы говорите, что не нужно уделять ушам так много внимания?!"
- "Да потому, дурак, что уши растут на голове и начинать следует с головы. А голова растет на туловище, которое ходит на ногах.
Вот почему".

Но такого "мыслителя" метафорами не переубедишь. Он, что бык, застрял на идее "полезности ушей" - "Колом ее оттудова ее выбьешь: упирается".

Я и не планирую больше этого делать. Но ведь делал ...

Даже вступил однажды в дискуссию с автором учебников математики тов. А. Шевкиным :-)

Это помогло мне на конкретном примере увидеть стиль мышления тех людей, благодаря которым мы имеем то образование, которое имеем. Для большинства - бесполезное и даже вредное.

А меньшинство учится по-другому. Не благодаря школе и не благодаря учебникам.

Как и мы учимся на домашнем уже четвертый год.

Выходя за пределы

Школа, на мой взгляд, если что и развивает, то исключительно машиноподобное "мышление".

Но что же такое развитие?

Опять метафора

Я говорю о понимании и образы - наилучший из возможных инструментов понимания, школой не используемый.

... Представьте, что вы находитесь под водой и воспринимаете только подводный мир. Вы даже не подозреваете, что существует что-то, кроме него.

Чтобы увидеть находящееся за его пределами, нужно выйти в другой мир, надводный. Но у вас нет такой способности. Сейчас нет. Получается замкнутый круг, разорвать который, кажется, невозможно.

Для большинства "машиноподобных" так и есть.

Но возможность видеть за пределами воды, находясь в воде, существует. И она называется "перископ".
Примем это как метафору.

Высунув перископ из воды, мы увидим куски реальности, пока нам недоступной - но реальности!. И если увиденное нас увлечет, мы начнем поиск способов расширения собственной реальности.

Тоже насекомое, но какая разница!..
Тоже насекомое, но какая разница!..
Тоже насекомое, но какая разница!..

Метафора, конечно, хороша, но как она относится к человеку, к ребенку и школе?

Идем дальше ...

Это нормально - изучить предмет, увидеть более широкую картину и пойти дальше. Прямо как Эйнштейн, извинившись, предварительно перед Ньютоном :-)

Возможно, смена мною тематики канала связана и с тем, что младший сын перешагнул определенный возраст. Стало окончательно ясно, что школьная программа для него - не проблема вообще. И когда эмоции беспокойства за его судьбу в этой части улеглись, я вдруг увидел более широкую картину.

Как человек может понять то, в чем не имеет опыта? Где "перископ", который поможет человеку выйти за пределы пока невозможного?

Статья, как всегда у меня бывает, затянулась. :-)

Принцип: "Одна статья - один вопрос" выглядит для меня машиноподобным. А метафоры требуют расширения, широких мазков. Некоторым это помогает, других раздражает ... Получается, что я пишу для "некоторых".)

Человеческий перископ

Единственный способ понять то, чего понять нельзя, увидеть то, что увидеть невозможно - человеческое общение.
  • Не машиноподобный, школообразный алгоритм.
  • Не учебники, пусть даже математики, которую школьный принцип "обучения от абстрактного к конкретному" низвел из разряда "гимнастики для ума" в туман для ума.
  • Не "пошаговые" методики и не "поурочное планирование".

Перископ для человека - это другой человек.

А процесс "подсматривания" в неизвестную реальность называется человеческим общением. Этому и стоит уделять основное внимание в обучении человека. Остальное - незначительные игрушки, легко проходимые, если человек развивается.

Вот разработкой деталей такого "человеческого перископа" я сейчас и занимаюсь. Точнее, собираю в кучу давно изготовленные детали.

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Эта статья на моем сайте

Еще по теме:

"Базовый доход - это оружие. Из "Средних" в "Анальные"