3748 subscribers

Почему дети в школе тупеют?

1,6k full reads
2,6k story viewsUnique page visitors
1,6k read the story to the endThat's 63% of the total page views
4 minutes — average reading time

Психологи называют это явление "Эффектом вечеринки". Чуть более научно - "Подпороговым восприятием".

Те же психологи утверждают, что мы замечаем буквально все, с чем сталкиваемся, а не только то, что осознаем. Вспомните как на вечеринке вы "разговаривали" с соседом, пытаясь перекричать грохот музыки и хор других голосов. Интересно, что если в этом шуме-гаме кто-то произносил ваше имя, вы странным образом его слышали и тут же оборачивались.

Старый анекдот с глубоким содержанием

Муж, отчаявшись отвлечь жену от просмотра телесериала, негромко произносит:
- "Сто долларов".
- "Где?",- тут же оборачивается жена.

Если бы мы реагировали буквально на все, мы буквально сошли бы с ума.

Заботясь о психическом здоровье, природа обеспечила нас механизмом избирательного восприятия. Мы воспринимаем мир не напрямую, а схемами, оставляя существенное и понятное, а остальное вытесняя.

Дедушка Фрейд назвал это "подсознанием". И дедушка Фрейд не зря употребил силовой термин "вытеснение".

Мы вкладываем гигантское количество психической энергии в «работу по сдерживанию». Вот почему малые дети такие веселые, подвижные и сообразительные. И почему через несколько лет обучения картина меняется кардинально.

Это если совсем коротко.

Такой теории "на пальцах" достаточно , чтобы понять, почему с определенного возраста большинство детей перестает учиться.

Откуда берутся тугодумы?

Что вы чувствовали, удерживая в памяти несколько важных вещей?

- "Не забыть ключи",
- "не забыть купить молока",
- "не забыть обязательно позвонить жене, иначе …"

У нас ограниченное количество единиц внимания.

Это если коротко и "на пальцах". Но этот факт очень легко проверить.

В следующий раз по пути на дачу старайтесь запомнить все столбы вдоль дороги и все, что на них написано. Только потом не удивляйтесь, отчего голова стала "как чугунная".

Если, условно, из 100 доступных единиц внимания 90 "зависли", используются (не важно на для чего), то возможность оставаться разумным резко сокращается.

И дело не в том что мы теперь можем меньше запомнить.

Оставшиеся единицы внимания расцениваются мозгом как дефицитные. Они ведь требуются не только для того, чтобы учиться? Но и чтобы по дороге в школу переходить улицу в положенном месте на зеленый свет, не забывая оглядываться по сторонам. Чтобы жить.

Человек, стесненный в средствах, не "сорит" деньгами направо и налево. Он покупает лишь самое необходимое, хорошенько все прикидывая перед покупкой. Хорошенько, то есть долго.

  • Понимаете теперь, откуда берутся "тугодумы"?
  • И почему в школе с каждым классом обучения их становится все больше? А начиная класса с 6-7 в "медленно подсчитывающих мелочь в умственном кармане" становится большинство?

Метод обучения тугодумству

Обучение от абстрактного к конкретному является главным методом школы. Не верите? Откройте ФГОС.

Школа провоцирует запоминать словесные определения прежде, чем человек их усвоит. Прежде, чем ребенок ассоциирует новые понятия с уже сформированными и понятыми.

Каждый может и это легко проверить.

Следы на льду: кто мог их оставить? В любом случае - это навечно. Пока есть лед - будут и эти следы.
Следы на льду: кто мог их оставить? В любом случае - это навечно. Пока есть лед - будут и эти следы.

Еще один домашний эксперимент

Откройте школьный учебник, по которому учится ваш ребенок, и побеседуйте о том, что ребенок "прошел". Поговорите. Позадавайте вопросы. Наверняка и вам что-нибудь покажется не совсем понятным. Спросите об этом ребенка: он ведь это уже прошел? Возможно, даже получил оценку?

Следовательно, должен знать.

  • Например почему 0.(9) в точности равно 1?
  • Почему дробь .(9) не является ни рациональной (поскольку не подходит под определение рационального числа), ни иррациональной (поскольку не вполне соответствует определению иррационального числа).
  • Почему концы отрезка нельзя включать в сам отрезок?
  • Что такое "выколотая точка" линейной функции и какой реальный процесс моделирует такая функция?

Это, кстати, вопросы для 6-7 класса. То есть возраста, когда у большинства случается провал в понимании. И не только математики.

Есть ли жизнь после школы?

Если обнаружится, что ребенок не может свободно общаться на эти темы - любым образом, за исключением "так написано в учебнике" - можете быть уверены: он "завис" на непонимании. И скоро "зависнет" так, что не отвиснет никогда. Он не компьютер, который можно оживить, тыкая пальцем в клавишу выключения.

Его свободные от жизни единицы внимания на исходе. Скоро он превратится в "тугодума" (если выразиться мягко). А если как некоторые учителя, то в "тупаря" или "дебила".

На самом деле он умен. Где-то в мозжечке он решил не растрачивать последние копейки энергии из "психического кармана" в надежде на продолжение жизни и после школы.

"Так что же теперь - учить в школе считать только до ста?"
Так гневно воскликнул некий "эксперт" с 40-летним педагогическим стажем в комментариях. Такой он, понимаете ли, эксперт …

Отчего же до ста? Можно и до 200. Главное понимать - как учить.

А если непонятно, можно взять школьные методики 60-80 летней давности, в которых все расписано до мелочей. Вернуться ко времени, когда математику уровня 6-7 класса не понимали (по моей оценке) не более 20-30%. А теперь понимают (по моей оценке) не более 20-30%. И это я говорю о математике 6-7 класса …

Конечно, можно учить считать и больше, чем до ста. Можно давать ребенку и "опережающие" данные. Но перед этим нужно хорошенько выучить возрастную психологию и физиологию, вызубрить Пиаже (не дай Бог - Занкова или Эльконина с Давыдовым).

Можно учить и "на опережение", но образом, понятным ребенку сейчас.

Понятным на пальцах образом. Как это умели делать Эйнштейн, Фейнман, Бор, Ландау. И все великие русские педагоги, о многих из которых нынешние "эксперты" боюсь, даже и не слышали. Можно учить и опережающим образом, но так, чтобы объяснение соответствовало текущему пониманию. А не "разрывало" еще не сформировавшееся мышление.

Представляете? Даже СТО можно объяснить на пальцах! Даже ОТО! Даже неодновременность событий в пространстве можно объяснить на пальцах! Что уж говорить о простейшей школьной математике …

Но авторы современных учебников не могут создать ясную картину простых понятий, подменяя понимание усложнением.

То, чего человек не понял, он вынужден запомнить.
То, что человек запомнил, не поняв, загромождает его "чердак". Из которого непонятое сваливается в "подвал", который дедушка Фрейд называл "подсознанием".

А дальше все происходит по схеме, которую мы обрисовали выше. На пальцах.

Это простая схема "зависания" и "отупения". В ней содержится и методика лечения. Конечно, нужен еще и врач, у которого кроме диплома "эксперта" есть и некоторая толика понимания.

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Почему дети "проседают" в математике? "Мнимая педагогика"

"Задолбанные" и "Захваленные"

"Слова благодарности моему учителю ..."

"Почему некоторым нравится Петерсон?"