Найти в Дзене

Почему ребенок не понимает математику?

Оглавление

Баранья болезнь

Большинство людей имеют черту характера, которую психологии называют “ригидностью”. А те, кто выражаются проще, говорят: “Уперся, как баран в новые ворота”.

Особенно подвержены этой болезни профессионалы, в обязанности которых входит советовать другим, как жить. То есть те же психологи. Ну, и учителя. ))

Сколько раз с тех пор, как младший сын пошел в школу, я слышал от учителей песню, слова которой звучали так: “Нет, именно так! И только так”.

Но часто “баранья” болезнь проявляется весьма неожиданным образом: как навязчивое стремление все изменять.

Широкий взгляд на жизнь из школьного окна

… Отвлечемся ненадолго от образования и взглянем дальше школьных стен. “Образование” происходит от слова “Образ” и предполагает широкий взгляд. Понять суть происходящего в образовании можно не иначе, как изучая мир в целом.

Технологии быстрого потребления

Один из знаков нашего времени - скорость.

Не просто скорость, а “скорость потребления”. Тренд на “потреблятство” - не шутка, не циничная издевка над чиновничьей братией. В образовании тренд на воспитание “квалифицированного потребителя” провозгласил с высокой трибуны Министр образования Фурсенко.

Может это и не трибуна была, а деревянный стол, но информацию можно найти в сети и перепроверить, чтобы убедиться: это не фейк.

"Квалифицированно" - значит быстро и много

Какой потребитель считается “квалифицированным”? Тот, кто потребляет много. А, значит быстро - иначе откуда возьмется скорость?

У квалифицированного потребителя нет времени на хождение вокруг да около: он должен потреблять.

Поэтому производители обязаны предоставить потребителю продукт в быстро потребляемом виде. Чтобы он не тратил потреблятское время на разворачивание фантиков, тщательное пережевывание и еще более долгое переваривание.

Отсюда с неизбежностью возникает тренд на легко приготовляемые и еще легче усвояемые продукты.

И не только питания. “Быстрая лапша” - скорее, метафора сказанного, чем пример. Но мы говорили про образование и непонимание математики?

Не спешите. Вы ведь не настолько квалифицированы, чтобы заглатывать то, что подсунут, не пережевывая? Даже если это не лапша, а информация.

Порочная логика ускорения: “быстрая лапша”

Так что же такое “быстрая лапша”?

Это продукт который выглядит привлекательно, готовится быстро, на вкус с первой ложки хорош и дает быстрое чувство сытости. В отличие от нормального обеда, на приготовление которого времени и сил тратится на порядок больше и переваривается он дольше.

“Быстрая лапша” содержит все необходимые для жизни ингредиенты и является идеальным продуктом для “квалифицированного питания”. Так написано на упаковке.

Но не все, что написано - правда. Случается, что заглянув за забор, мы обнаруживаем там не то, что разрекламировано словом из трех букв глупыми мальчишками, а, например, дрова.

Та же ситуация - с “быстрой лапшой”, от которой, как язвительно было подмечено в начале 90-х, появляется “язва с первой ложки”.

Технологии быстрой деградации

Радостно-глуповатые лица членов семьи, с наслаждением вкушающие “питательный продукт”, приготовленный мамой из ТВ-рекламы ...

... Не хотел бы я родиться в семье, где мама “готовит” быструю лапшу, а папа настолько тупой, что не способен отличить дрянь от тарелки настоящего борща.

Пища физическая нужна телу. Пища информационная нужна для питания и развития ума. Или его деградации.

Вероятно, главное отличие современной школы от той, что была лучшей в мире - скорость.

  • Тогда учились медленно:
  • не читали на скорость,
  • не писали “безотрывно”,
  • не изучали элементы высшей математики с первых классов.
  • А “чувство числа” развивали не запоминая определения прежде, чем научатся думать, а перебирая счетные палочки и щелкая на счетах.

Но в старших классах оказывалось - как бы вдруг - что большинство детей и математику сносно понимают, и пишут более-менее прилично. И книжки читают.

Читать учились медленно (то есть вдумчиво), поэтому быстро научались понимать прочитанное.

Скорость чтения со временем возрастала автоматически: читать становилось интересно. В книге, кроме известной комбинации из трех пальцев, пусть и составленной из “умных” слов”, начинал проглядывать смысл.

Но … профессионалы от образования не дремлют. Они все изменяют.

Появились методики ускоренного понимания, “развивающее” обучение (в противовес “завивающему” - как иронично заметил в комментариях на этом канале умный учитель старой закваски). А обучение математике (как и русскому языку) стало происходить “от абстрактного к конкретному” и “теоретико-множественным методом”.

“Быстрая лапша” образования приобрела форму обучения чтению на скорость через озвучивание “графических символов”, а не через понимание.

Старое выражение “перевернули с ног на голову” точно определяет направление свежих ветров, дующих в педагогике.

Перевертыш образования

Осмысленность обучения подменили логичностью изложения материала учебников, "соответствующих ФГОС".

А.Я.Хинчин, один из отцов-организаторов “колмогоровской” реформы преподавания математики и разрушитель классических учебников А.П Киселева, вероятно неплохо разбирался в математике. Но мало что понимал в том, как устроен человек и как он учится.

Он “модифицировал” учебники А.П.Киселева - те. по которым училась вся советская научная и инженерная элита и более которых издавались только “Начала” Евклида. Главный принцип успешного обучения через понимание: предметность, образность и системность был ликвидирован. На смену пришёл принцип логичности изложения, запоминание “логических” шаблонов.

Обычная ошибка большинства профессионалов: неплохо разбираясь в предмете, они плохо понимают, как помочь прийти к пониманию предмета другими. И обычно они приходят к идее линейной логичности, “пониманию задним числом”.

(Легче всего это заметить на примере спорта: большие спортсмены крайне редко становятся большими тренерами).

Определения, формулировки нынче стоят “впереди паровоза мышления”. Язык изложения стал тяжеловесным, усложнился. Советская же, то есть эффективная школа была настроена на понимание и стремилась упрощать определения.

Школа современная (в которой минимум 80% детей не понимают простейшую математику и с трудом решают на выпускном ЕГЭ задачи 5-6 класса про “Машу и Петю” отличается сложностью терминологии и запутанностью формулировок.

Ловушка колмогоровской реформы

Пишут, что А.Я.Хинчин читал лекции мехматовцам: понятные, логичные лекции, которые нравились студентам. Ну и читал бы дальше - зачем полез в обучение основам?..

Ловушка, в которую он угодил, была в том, что 20-летние студенты и 6-7-летние младшеклассники различаются не в 3 раза. Это разные Вселенные, разница между которыми - бесконечность. И детей в принципе невозможно научить через логику, через определения. Особенно, если их посредством "развивающего" обучения отучили понимать смысл даже простых слов, с помощью которых эти самые определения и формулируются.

В советской школе например, “выносили общий множитель за скобки”. Это было понятно, наглядно и, поэтому, легко усваивалось. Это отражало суть производимого действия на том уровне развития, на котором находится человек в том возрасте.

Теперь в точности то же действие называется: “дистрибутивный закон умножения относительно сложения”.

Хотите быстро понять разницу?

Попросите старшеклассника (я не говорю даже младшеклассника) объяснить вам простыми словами и привести простые примеры того, что такое “дистрибутивность”. А потом - что такое “вынести за скобки”.

И понимание разницы само войдет в ваш ум.

Как и понимание подавляющего влияния современной школы. И того, почему далеко не все 11-классники решают на ЕГЭ задачи за 5-6 класс.

Так почему ребенок не понимает математику?

Непонимание математики вашим ребенком - это:

  • не проблема конкретного учителя,
  • не проблема конкретной школы,
  • не проблема “лучшего учебника”.
Это системный сбой системы российского образования, который я определяю как “лапша быстрого приготовления, от употребления которой возникает гастрит”.

Это не только метафора, но и медицинский факт. Согласно данным Роспотребнадзора

"Частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза; хронических болезней - в два раза. Более половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни", - уточнили в ведомстве.”
“Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах"

Это “побочный" эффект современного образования, главный эффект которого - непонимание математики, функциональная безграмотность, физические и психические заболевания …

На учебниках математики вместо “Соответствует ФГОС” я бы написал: “Употреблять с осторожностью. Опасно для понимания и для здоровья”.

А вам, уважаемые родители я бы советовал взяться за обучение собственных детей. В отличие от сезонного гриппа, пандемия онлайн “образования” будет только нарастать.

Далее по теме: "ОФП по математике"

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты