"Захваленные" и "Задолбанные"

12k full reads

Страна бескрайних возможностей превратилась в страну крайностей.

Куда ни посмотри - везде либо Север, либо Юг. Но так не бывает. Для существования крайностей нужна середина.

Не бывает, но есть. Тут либо диалектика, либо химия.

Речка в Измайлово. Посередине - только вода ... :)
Речка в Измайлово. Посередине - только вода ... :)

Про диалектику не буду. Буду про химию и про математику. Потом про психологию. А потом - про школу, среднюю, как страна, где в одну крайность скатиться легче легкого, а другую достичь практически невозможно.

Про химию. Как не опуститься на дно?

Помните, чем суспензия отличается от раствора? Неоднородная и нестабильная взвесь частиц от прочно скрепленного химическими связями вещества?

Чтобы их различить, не нужно быть химиком, нужно быть терпеливым человеком. Дайте время и суспензия расслоится на составляющие, "средняя плотность" исчезнет, а частицы опустятся на дно.

Но почему частицы не опускались раньше ?

Кто-то их добросовестно перемешивал. А когда кто-то перестал их перемешивать - они осели.

Допустим,

  • "частицы" - это люди,
  • "жидкость" - это экономика,
  • "добросовестный Кто-то" - это политики.

Театр не по Станиславскому. Образование не по Ушинскому

Я смотрю на образование, стараясь не умничать. Не обращайте внимание на вступление :)

Как заметил полтора века назад патриарх русской педагогики Константин Ушинский: "Педагогика - это не наука, а искусство". Он сказал в положительном смысле, но педагоги его не поняли и истолковав неверно.

Не все, что на сцене - искусство.
Не все, что в школе - образование.

Плохое искусство, как и негодное образование, не дают ожидаемого эффекта и даже производят эффект, противоположный ожидаемому. Почему школа отупляет, я писал здесь. В этой же статье, как говорил классик, мы "углУбим" понимание.

Мысли из-под ОГЭ

Странный факт ...

Большинство 9-классников решают первую часть ОГЭ по математике, а вторую даже не начинают. Даже не пытаются начать, хотя время есть. Ключом к пониманию служит: "Даже не пытаются".

Почему не пробуют? Чем может навредить попытка? Да буквально ничем! Выиграть же приз, заработать дополнительные баллы - вполне возможно.

Вы скажете, что балл ОГЭ не важен? Это почти правда. Но на ЕГЭ происходит абсолютно то же самое! Потенциально же дополнительные 10 баллов за ЕГЭ могут существенно улучшить траекторию жизни некоторых выпускников.

Почему же дети не используют шанс?

Потому что абсолютно уверены в бесполезности попыток.

Уверены в собственной неспособности, как бы сюрреалистично это не звучало. Ведь принято говорить об уверенности "в собственных силах", а не в неспособности ...

Такой сюрреализм психологи назвали выученной или наученной беспомощностью.

P.S.

... Спустя несколько месяцев выяснилось, что я оказался неправ. Даже первую часть ОГЭ по математике около половины девятиклассников не решило, завалив экзамен!..

Как создается уверенность в неуверенности?

Эксперимент

Первой группе добровольцев давали с виду не очень сложные задачи, которые были заведомо нерешаемые. Пока подопытные пытались решить задачи, экспериментаторы обесценивали их попытки в стиле среднего учителя средней школы. "Ну что же вы? Обычно такие задачи легко решают. Ну что тут можно не понимать? Что же вы застряли на такой простоте?"

Другой группе дали совсем легкие задачи "про паровозик", в стиле первой части ЕГЭ по математике. Но во время решения их нахваливали "за сообразительность" и "быстроту мышления".

Результат: "захваленные" и "задолбанные"

То, что "обученные беспомощности" позже плохо справлялись даже с легкими задачами - интуитивно понятно. Но и люди, уверенность которых "укрепляли", безосновательно захваливая, также научались беспомощности. А вот это уже - неожиданный фокус.

"Захваленные", как и "задолбанные", позже справлялись с обычными задачами средней трудности хуже контрольной группы, решавшей средние задачи если и не легко, то "средне". То есть обычным для задач средней трудности образом.

Средняя школа, средняя зарплата, средняя нищая жизнь

Хороша ли поляризация для жизни?

Для развития целого - кажется, что да.

  • Два полюса магнита,
  • два электрода батарейки,
  • поднятый над Землей бак с водой.

Нет разницы - нет энергии, нет движения, нет и развития. Кажется, что так. А если копнуть глубже? Есть ли сильная поляризация в Природе?

И в помине ее нет!

Крайности, конечно, есть. Есть хищники и есть корм. Есть деревья-великаны и есть низкорослые кустарники, трава и мхи.

Но на бесконечных пространствах существует и то, благодаря чему только и могут существать крайности. Бесконечное разнообразие живых форм.

И обратите внимание: чем ближе к крайности - тем меньше жизни и энергии.

Много ли жизни в тундре? А в тайге? А в тропическом лесу? А чье существование более уязвимо - заполярной тундры или тропического леса? (Если что, то тропический лес расположен как раз посередине).

Кажется, что это противоречие. И, кажется, я обещал не говорить про диалектику :)

Джек Ма. (яндекс.картинки)
Джек Ма. (яндекс.картинки)

Кажется, прав Джек Ма, утверждающий, что для успеха нам нужен не столько IQ, сколько EQ или даже LQ. Эмоциональный интеллект и интеллект любви. Нужен подход, противоположный обучению беспомощности, "развитию конкурентных преимуществ".

Нынешняя школа совершенно официально пропагандирует именно конкуренцию, а по-существу - звериную философию. Если у зверей философия вообще существует. Примеры с обучением беспомощности - это взгляд на ситуацию со стороны жертв обучения.

Если вы ждете от статей на Дзене точных и пошаговых инструкций, поурочного планирования, то вы ищете не в том месте. Это есть в средней школе, которая перестала быть средней, ибо культивирует крайности.

Я попытался показать - почему.

А как было раньше? Просто

Кстати, а как разрешалось это противоречие десятилетиями раньше?

  • Например, постепенностью.
  • Например, отсутствием в обучении концепции "конкурентности", а, следовательно, и перенапряжения детской психики.

Так просто.

Задачи выпускных школьных экзаменов были проходимы для среднего ученика, который звезд с Неба не хватал, но и не лоботрясничал. То есть буквально для среднего. Остальное было на вступительных экзаменах в ВУЗ.

Началось растаскивание школы "по крайностям", уничтожение середины, то есть, собственно, средней школы, с попыток ускорить, напрягая и усложняя. С системы Занкова, ученика Выготского, с обучения "на высоком уровне трудности". Скатывания в крайности. Но Природа этого не любит. Ну просто совершенно не приемлет.

Не диалектично получилось у педагогов. Они превратили среднюю общеобразовательную школу в расслаивающую мясорубку.

Постскриптум

Как насчет того, чтобы прислушаться к человеку, который вышел из одной крайности, пересек все пространство и достиг другой крайности? К Джеку Ма, не имевшему практически ничего и достигшего практически всего? Не разумнее ли это, чем слушать тех авторитетов, которые ...

Впрочем, без намеков Для подумать.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Эта и другие статьи на моем сайте

"Почему изучать русский язык важнее, чем математику?"

Кто и как помогает "опускать" образование? "Мнимая педагогика".

Еще по теме: "Тюрьма, которая всегда с тобой"

"Натасканные" и "натянутые"