3855 subscribers

Зубрилы

146 full reads
224 story viewsUnique page visitors
146 read the story to the endThat's 65% of the total page views
4 minutes — average reading time

Мы склонны все упрощть.

Столкнувшись с проблемой, ищем единственную причину и единственное простое решение. Но в реальной жизни так не бывает, бывает только "клубок противоречий".

С падением уровня образования - та же история.

Клубок отупения

Об одной из ниточек "клубка отупения" я писал тут.

Потеря ориентации или попросту отупение (я предпочитаю называть вещи простыми словами) происходит из-за накопления не понятых сведений, которые связывают внимание ребенка. При таком "обучении" человек "залипает" и дальше учиться не может.

Смоляное чучелко непонимания

Ситуация со школьным непониманием похожа на болото.

Вроде бы и не море, сразу не утонешь. Но и опереться не на что. Поэтому все равно утонешь. Только медленно и мучительно. Статистически классе в седьмом, максимум в восьмом.

Ситуация со школьным непониманием также похожа на фокус со смоляным чучелком, которое сделал добрый братец Кролик для поимки злого братца Лиса.

Но ситуация еще запутаннее, чем кажется.

Кажется: если хочешь учиться - то и учись! Больше старайся!

К чему приводит эта "простая стратегия" тех, кто старается учиться через непонимание? Читайте снова заголовок статьи и сказку Дядюшки Римуса про смоляное чучелко. Или дальше статью.

Перепросмотр образования

Если пересмотреть дидактические материалы по математике 30-х тире начала 60-х годов прошлого века, то можно увидеть написанное четким почерком, русским, понятным еще языком, на не очень белой бумаге.

Учить следует от конкретного, воспринимаемого, образного и понятного к другому понятному - теперь уже понятному на уровне обобщений, абстракций.

Слово "обобщение" там встречаются часто, ибо оно понятно. А слово "абстрагирование" я добавил от себя, как методологический намек на "мнимую педагогику" (писал тут).

Вот цитата из дидактики арифметики ("обобщающая"):

"Формирование понятий у детей происходит постепенно по мере накопления конкретных представлений, которые впоследствии обобщаются. Основа предварительного этапа обучения - дать ребенку конкретные, наглядные, образные представления, которые затем обобщаются при решении задач."

А нонче все по науке...

Я в очередной раз планировал написать короткую статью.

Так жене прямо и заявил за утренним кофе: "Пойду напишу короткую". Она понимающе улыбнулась. И в очередной раз простила.

В попытках написать короткую статью. Кофе вдвоем  с мыслями об образовании :)
В попытках написать короткую статью. Кофе вдвоем с мыслями об образовании :)
В попытках написать короткую статью. Кофе вдвоем с мыслями об образовании :)

И все-таки я старался.

Нонче все не так примитивно, как в математике Киселева или Пчелко, как в русском языке Бархударова и Крючкова. Поэтому все совсем плохо.

Плохо, что нынешние школьные "авторитеты" (писал тут) не понимают самых простых вещей. Плохо, что все усложняют. Плохо, что поэтому образование умирает.

Они в упор не понимают, что до определенного возраста ребенок не способен понять, осмыслить, усвоить "обобщенные понятия". Но легко может их усвоить на наглядно-конкретном уровне "прошлого века". Когда простую математику понимали больше. И по-русски мысли выражали лучше. А значит были в среднем умнее.

Ленивые и старательные. Зубрилы

Они ленивы душевно, но механически-старательны.

Зубрилы - как "лошадь, которая в колхозе работала больше всех, но председателем так и не стала" (с).

Зубрилы подменяют труднейшую работу понимания на легчайшую работу запоминания. Потому к выпускным экзаменам тупеет окончательно. И становятся невостребованными реальной экономикой.

Даже найти "принца на белом коне", как я теперь по жизненному опыту вижу, "зубрилам" ох как непросто. Мужики - не дураки. Даже малообразованные. Они хотят видеть рядом живых женщин, а не "натасканных и натянутых" (писал тут).

Один работает - пятерых не хватает

Простых причин не бывает. А простые объяснения часто смешны и не в тему.

Я процитирую пару высказываний "лиц, приближенных к императору". Пескова и Голиковой. И вы сами все поймете.

Первый намедни заявил, что

"мигрантов нам очень и очень не хватает для реализации амбициозных планов".
Мигранты, реализующие амбициозные планы в Измайлово. Один работает - пятерых не хватает ...
Мигранты, реализующие амбициозные планы в Измайлово. Один работает - пятерых не хватает ...
Мигранты, реализующие амбициозные планы в Измайлово. Один работает - пятерых не хватает ...

Он заявил, а я задумался. А почему тогда в России безработица под 6%?

Потому, что уровень профессиональной подготовки наших безработных не соответствует уровню амбициозности наших планов. По-другому не объяснишь.

И госпожа Голикова подтвердила мою догадку.

Объясняясь с госпожой Матвиенко, она объяснила высокую безработицу среди молодежи до 30 лет с высшим образованием:

"рынок труда сегодня так устроен, что не отвечает требованиям, которые предъявляют молодые люди"

Вот теперь наконец-то стало понятно. Это рынок так устроен. А-а-а.

Можно издеваться. Можно указывать на логические и фактические разрывы в обоих месседжах. Но я остановлюсь. Я пишу не про политику, а про образование.

Хотя какое образование без политики?..

Сворачиваем клубочек

Если мы свяжем ниточки вместе, то ясно увидим, что клубочек эльконинско-давыдовской абстрактно-конкретной, фонематически-математической заразы десятилетиями закручивался отнюдь не случайно.
Не потому, что образование "так устроено". И не потому, что "не отвечает требованиям" :-))

И не случайно в детстве мы ... Скажу мягко: недолюбливали зубрил. Да и хорошие учителя (которых в моей школе было большинство) их не очень-то жаловали.

Хотя пятерки ставили. И не стыдно? :-)

P.S.

Складывается впечатление, что "зубрил" сегодня намеренно пачками штампуют.

  • С одной стороны, их жаль. Намеренно ведь толкают ребят туда, куда мы итак склонны скатываться в силу своей природы.
  • С другой стороны .. Что, планы действительно настолько амбициозные, что без участия соседей из братских республик нам их не реализовать? А что с нашими людишками будем делать? Ждать, когда "рынок устроится" по-другому?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Еще по теме:

"Мнимая педагогика"

"В школе читать вредно. объясняю почему"