Раньше было лучше

13 January

Или в каких местах Минск прошлого был уютней современного

Не смотря на то, что двадцатый век изрядно покалечил старый Минск, и навязал городу свою монументальную архитектуру, были и положительные моменты, которые стоит взять на вооружение и сегодня. Рассмотрим несколько исторических фотографий известных мест, и выясним - что же сейчас не так.

Проспект Победителей, Машерова, Парковая магистраль.

Нынешний проспект Победителей - образцово показательная городская магистраль. Её застраивают торговыми центрами, высотками, аренами, и всем, на что способен бюджет, и инвесторский капитал в этой стране. Но вот одно но. Проспект задумывался не как оживлённая транзитная улица. Первое название говорит само за себя - Парковая магистраль. Эта живописная трасса огибала минский водно зелёный диаметр - живописную эко полосу проходящую через весь город. Посмотрите на старый снимок! Если добавить полосу для общественного транспорта и велодорожки, то улица будет соответствовать всем канонам комфортной городской среды! Сейчас же это многополосная магистраль, с подземными переходами...

Удобный зелёный бульвар вдоль набережной Свислочи
Удобный зелёный бульвар вдоль набережной Свислочи
То же место с другого ракурса сейчас. Подземные переходы и проспект разрывающий прогулочную зону на двое.
Удобный зелёный бульвар вдоль набережной Свислочи

И по сей день проспект Победителей не является транзитной магистралью. Её спокойно закрывают во время марафонов, форумов и т.д. Набережная свислочи и пешеходная часть проспекта (особенно ближе к ул.Немига) - одна из главных тусовочных, и прогулочных зон города. Почему бы не вернуть этому месту человеческий и пешеходный вид, или хотя бы закрывать движение (от первого кольца до Немиги) на выходные? По моему было бы идеально.

Привокзальная площадь

Общемировая практика - перед вокзалом должна быть большая пешеходная зона и общественный транспорт. Ну а только потом дорога, или на крайний случай крупная улица. Сегодня, выходя из здания вокзала вы почти сразу упираетесь в оживлённую Бобруйскую улицу. Чтобы перейти на остановки ОТ, вам нужно с багажом спускаться в подземные переходы. Иначе никак. Это удлиняет пешеходные маршруты и делает место плохо доступным. Про площадь как общественное пространство и говорить не приходится. Многие выходя из поезда, сразу же опускаются в подземные лабиринты. Раньше было лучше!

Можно и погулять и сфоткаться на фоне ворот и сесть на ОТ
Можно и погулять и сфоткаться на фоне ворот и сесть на ОТ

Да, по началу площадь перед вокзалом была пешеходной. Да и переход улицы (даже более широкой чем сейчас) не составлял такого физического труда. К сожалению уже через несколько лет место превратилось в банальную парковку. А потом начали возводить гостиницу, на прочь убившую красоту площади... Но сейчас не поздно исправить некоторые моменты! Например сделать наземный переход прямо напротив входа в вокзал. Да, автолюбители потеряют 50 секунд времени, но остановки общественного транспорта станут гораздо доступнее. С строительством первого транспортного кольца, и с введением платы для въезда в центр на личном авто, можно существенно сузить бобруйскую улицу. И реконструировав площадь, оставить её для людей, такси и общественного транспорта. Гостевые стоянки и т.д., можно разместить со стороны ул.Дружная. Почему бы и нет!

Партизанский проспект

Заводской район столицы находится немного в стороне от "фасадной" части города. Чем же раньше была лучше эта магистраль? По ней ходил трамвай! Да, трамвай к тому же был выделенный, что давало ему большие преимущества. После строительства линии метро, ветку разобрали якобы из за "ненадобности". Очень плохое и не дальновидное решение! Ни кто же не убирает автобусные и троллейбусные маршруты с проспекта из за метро! К тому же, когда весь город едет на дачи, наземный транспорт так же стоит в пробках, а автозаводская в час пик переполняется. Почему же было не оставить такой вид транспорта? Кстати, угадайте, что появилось на месте путей? Правильно! Парковки!

Неплохая выделенка! Такими ( только современнее) могут быть многие проспекты Минска!
Неплохая выделенка! Такими ( только современнее) могут быть многие проспекты Минска!
Парковки, и торчащие МАПИДовки...
Неплохая выделенка! Такими ( только современнее) могут быть многие проспекты Минска!

Немига

Раньше эта улица походила на Вильню, Ригу, Львов, и другие европейские центры городов. Чуть позже всё снесли во благо конструктивизма... Почитайте мою статью про эти моменты. К сожалению этот уют будет вернуть очень трудно...

Старый город
Старый город
Спиши! Только так, чтобы никто не заметил.
Старый город

Проспект Независимости, Франциска Скорины, Ленина, Сталина.

Central avenue столицы. Главный городской ансамбль и т.д. В этом году стал чуть лучше, с уходом рекламных растяжек и изменённым освящением. Однако раньше проспект был гораздо человечнее.

Уютнее. Правда?
Уютнее. Правда?
Раньше было лучше
Уютнее. Правда?
Раньше было лучше
Уютнее. Правда?

Какие различие бросаются в глаза? Во первых озеленение! Да, настоящие взрослые деревья это круто! Пешеходная зона становится гораздо комфортнее, если ещё добавить лавочки, парклеты и прочую активность, то проспект расцветёт! Ещё одно отличие - это троллейбусы. Их с центрального проспекта выпилили. Современный троллейбус - это тихий, экологичный и стабильный вид транспорта. Лично мне непонятно, почему его убрали. Ну и при ширине улицы, провода не портят вид. В чём ещё было лучше, дак это в наземных переходах. Сейчас, "подземки" не дублируются, а это очень плохо сказывается на доступности для большого количества людей. Причём чаще всего переходы именно на перекрёстках, и возвращение зебр на старые места не сказались бы на транспортной ситуации. Тут просто демонстрируют приоритеты (машина главнее человека). Исправить ситуацию достаточно просто, и рано или поздно, мы вернём уютный центральный проспект.

Эпилог

Нужно быть объективным во всём. Да, советское градостроительство плохо сказалось на наших городах. Но нужно высматривать у них хорошие моменты и брать на вооружение. Да, у соседей в РФ, и Украине города как правило хуже и неухоженнее таковых у нас, но и там есть хорошие примеры, которые нужно запоминать для будущих изменений. Это касается всего. Вскоре, мы поговорим о западных градостроительных практиках, которые не подходят для нашей местности, но к сожалению, стали очень популярны в СНГ.

Спасибо, что прочитали до конца.
Постоянным читателям и подписчикам отдельный респект!

ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!

Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism

Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm

Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084