Чайку изволите, Ермак Тимофеевич?

376 full reads
597 story viewsUnique page visitors
376 read the story to the endThat's 63% of the total page views
20,5 minutes — average reading time
Ермак
Ермак
Ермак

https://www.proza.ru/2015/04/26/773

На приеме в американском посольстве посол США похвастался, что, дескать, есть у них в штате Алабама колдун — мертвых поднимает. Присутствующий на приеме В. М. Молотов невозмутимо отметил, что и в СССР есть замечательный спортсмен, который бегом обгоняет самолет. Н. С. Хрущев, прослышав про этот факт, вызвал к себе Молотова.
— Ты чего это, Михалыч, языком треплешь? А ну как — потребуют предъявить чудо-спортсмена?
 — Мы сначала потребуем, чтобы они своего некроманта предъявили.
— А если предъявят?
— Потребуем проверки, пусть подымет… Сталина, к примеру.
— А ну как, — подымет?
 — Тогда ты, Никита, не то, что самолёт — ракету обгонишь!

Прожил я полвека и даже больше, опыта приобрел и знаний немало, побывал в местах разных, походил по миру великому. Созерцал множество событий и видел своими глазами чудеса природы. Много их в мире, но больше чем в России, не сыскать. Это она, моя любушка, удивляет народ русский своими делами и красотами. Стой хоть в поле чистом, хоть на горах высоких, глазей на ширь море-океана, а все восторгом душа полнится, от сознания принадлежности к земле этой, Богом хранимой и людьми неизведанной. Куда ни глянь ширь и высь, каких в иных странах не сыщешь, раздолье так и стелется над Русью святою, а уж верою как крепка земля моя, то ведомо и врагам нашим. Ратай бросивший зерно в землицу пушистую,  ведет свой извечный путь от сохи к хлебам колосистым, но как только грянет над просторами беда-мука, уж не мирный поселянин оставит свой надел, а грозный витязь ополчится на супостата, ведая конец его – смерть и удобрение полям русским.
До всего есть дело русскому человеку! Храбр и благороден воин, трудолюбив работный, умен розмысел, счастлива в творчестве рукодельница, почетен любой труд. И на все у Русича песня есть. Явление это особенное на Руси. Это у иных народов от Ваньки к Маньке путь короток или «лямур» по-иностранному, ежели сказать. У нас же сказание, беседа задушевная, былина за сердце берущая, исповедь прожитых поколений. И не важно, кто поет ее: сын степей калмык, пригорюнившаяся у окошка бабушка в Подмосковье или гордый чеченец, все люди русские, все братья и сестры мои.  Каждому народу моя Россия и дом и кров, утешение и матушка родная, счастье и радость безграничные. Сколько народов, столько и песен. Спроси у тунгуса, чья песня про Волгу, каким народом придумана? Вот вроде живет этот человек за тысячи верст от самой великой русской реки, а все ответит: « Ой, бойе! Глуп ты! Однако шаман наш писал, Гирманча!». И тут же тебе Волгу покажет в своих краях. И не смей спорить с человеком, прав он и честен, все мы дети великой Ра, так в старину Волгу звали. Лучше подпевай под звуки дрынды:
- Ай-я-яй! Енисей-батюшка, царица Волга матушка! Текут долго-о-о! Из далека-а-а!!! Рука мыл в Волга-а-а!!! Вода совсем плоха-а-а-я-я-я! Парохо-о-о-од испуга-а-а-ал батыра-а-а!!! Теперь не рука-а-а-а мою в Енисее-е-е-е!!!
Ну чем не рассказ-былина? А, если казачьи песни вспомнить?
- Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Что притих, баловень судьбы, читатель русской словесности? Эко тебя торкнуло словом народным! Ты, поди и не ведаешь, что слова сии русскому дворянину принадлежат, декабристу Рылееву и писаны в 1821 году. Вот скажи мне, читатель, с какого лешего дворянин, пусть и не столбовой, о простом казаке писал? Да еще с таким уважением! Может все неправда, что ты о русском дворянстве знаешь? Может, оно совсем иное было, нежели его в фильмах показывают, где режиссерами совсем не русские люди были, а из «богоизбранного» народа, который себя сам, таким признал?
Кстати Рылеев не точен в описании места смерти Ермака. Потонул атаман в реке Вагай, левом притоке Иртыша. Да и не казак он был совсем. Сейчас нашлись документы про этого славного человека. о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно, имелась в виду Борецкая волость, с центром в селе Борок (сейчас — в Виноградовском районе Архангельской области)
Сохранилось описание внешности Ермака Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».
А вот, описание Ермакова войска, которое принесли нам  песни и предания донских казаков о Ермаке, в которых о составе шайки Ермака сказано дословно: «из тумы-то тумов мазурушки».
ТУМА — это: 1) у казаков-некрасовцев бранное слово, подлорожденный (незаконнорожденній) от брачного союза с иноверцем; 2) в старое время на Дону предатель, изменник.
Согласно этимологическому словарю Фасмера: тума тума; «метис, полурусский, полутатарин». Странно однако, откуда татарину в Поморье взяться? Да ничего странного нет, если понять простую истину, что татары на Руси в описываемое время, это не народ, котрого так называют теперm, а жители Великой Тартарии, Руси – Орды, то есть русские. Просто русские это самоназвание племени Русов, а татарами нас звали на Западе, в Ливонии. Так, что никакого татаро-монгольского ига не было, а было становление великого государства, корда князьям укорот долали и под. руку государя брали.
Ермак воевал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном рейде на Литву, дошёл вниз по Днепру до Могилёва и сразился в битве под Шкловом. Сохранилось письмо литовского коменданта Могилёва Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».
Вот те раз! Странное дело: в Ливонских войнах Ермак – свой брат-рубаха, а в сибирском походе уже мазурик! Да еще тума из тум!
Согласитесь, что факт вопиющий и я - старая полицейская ищейка, увлеченная русской былиной ( не путать с «Ис Торы Я»), сделал стойку.
Читатель знакомый с моими миниатюрами, знает, что я работаю не один: создав в Сети виртуальную оперативно-следственную группу ОСГ, я подкидываю отставным гениям сыска, каверзные загадки русской былины. Лишенные государственного надзора и косности полицейского управления, отставные сыщики, проявляют чудеса розыскных мероприятий. Многие знают, какие тайны нам удалось раскопать и явить миру. Читайте мои миниатюры на тему загадок истории и удивляйтесь расторопности «богоизбранного» народа.  Особенно, от нашей ОСГ, достается Ватикану, где ложь замешана на лжи и ложь ложью черпает.
Как и всегда, начало расследования взяло разбег от ночного чаепития по скайпу. Страна у нас большая и в одном ее месте встают на труд, в то время, когда в другом на покой ложатся! Самое время для оперативного совещания глубокая ночь.
Я должен сказать, что отставные сыщики, люди душевные и к себе располагающие. А где беседа вьётся лучше всего? Правильно, за самоваром!
Попив чайку по скайпу, мы пришли к выводу, что чай ныне не тот, что во времена Ермака Тимофеевича. Вот это утверждение и дало совершенно неожиданный поворот нашому следствию. А во всем виноват ИВАН-ЧАЙ! Открытие было настолько неожиданным, что даже сей час, завершая следствие, я удивляюсь хитросплетениям человеческих судеб.
Впрочем, попорядку!
Иван-чай упоминается еще в хрониках XII века. В тогдашнем экспортном перечне он значился под названием «копорский чай» (по названию селения, основанного Александром Невским) и уступал только ревеню, опережая тогдашний русский «бренд» — пеньку, меха, золото.
Русский человек никогда не ведал того чая, который стоит на наших столах. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, войско воеводы астраханского царя, под командованием Степана Разина, мазурики Ермака пили Иван-чай, который был неотъемлемой частью их быта.
В частности, Англия и Дания получали тысячи пудов иван-чая. А в Пруссию и Францию он шел контрабандой. Статья о нем даже вошла в Большую Британскую энциклопедию. А ведь Англия владела огромными колониями, в том числе Индией, где выращивался обычный чай. Но ему предпочитали иван-чай английские пуритане, которые имели возможность сравнивать и выбирать лучшие в мире сорта. Согласитесь, что торговля копорским чаем, дело прибыльное в те времена!
Кстати, Иван-чай, название не русское, а западное, ливонское.
Когда вы слышите песню Розенбаума, про то «как задремал под ольхой есаул молоденький», помните, что писал ее все тот же «богоизбранный» народ, и к правде эта песня имеет отношение, такое же, как Ватикан к христианству. Это обычная попса, а казаков-евреев не бывает. Ни один донской житель, не назовет это растение иван-чаем, как не задремлет под ольхой (ну разве по пьяному счастью). Потому как иванчай на Дону донником кличут, лазоревым цветом, а под ольхой ни хрена нет тени! Ольха вообще в лесу растет или в лесостепной полосе (редко). А та что на Дону встречается, вообще куст и именуется серой ольхой, высотой до метра. Степи там на Дону, еврейский казак Розенбаум, степи!
Равно как и наличников на окне нет. Русские люди обналичивали избы а не окна и двери. Так что наличники бывают на избе, а на окнах ставни. А заодно, пора бы узнать «питерскому доктору», что сестрица есаула «девка дюже вредная, от которой мальцом удирал в кусты», это примерно как казак в сарафане. Потому как сестрицы, девками не бывают. Они бабы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это для «питерского казачества» слова : сестра, сестренка, сестрица, сеструха, сестровица одно и тоже, в жизни же все иначе. Тем более в казачьей жизни. Читатель сам разберется в этой классификации родственниц прочитав у меня миниатюру «К теще на блины». Сестрица это замужняя кузина (двоюродная сестра). А у замужних сестриц, как водится на Руси, состояние не девок! Это она раньше, когда в сестричках ходила, то девкой была, а ныне хорошая баба получилась!!!
Поэтому оставим веселого и лысого Сашку-лицедея, вешать лапшу на уши питерским казакам с пейсами, а сами вернемся к чаю.
Такое название он ( иван-чай) получил в первой половине ХVII века, то и есть во времена начала чайно-кофейной Мировой экспансии!
Так вот, наши «чаевники» заваривали «Иван-чай» таким образом, что он стал напоминать вкусом и окраской субтропический чай. Изготавливали его так: листья «Иван-чая» сушили, ошпаривали в кадке кипятком, перетирали в корыте, затем откидывали на противни и, сушили в русской печи. После сушки листья еще раз мяли и чай был готов.
Больше всего такого чая заготавливали в селении Копорье под Петербургом. Поэтому и стали называть напиток, а позже и сам «Иван-чай», Копорским чаем. СОТНИ пудов этого продукта использовались в России. Ценили его сибиряки и голландцы, донские казаки и датчане. Позже он стал ВАЖНЕЙШЕЙ составляющей и в российском экспорте. После особой обработки «Иван-чай» отправляли морем в Англию и другие страны Европы, где он был также ЗНАМЕНИТ, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей «Иван-чай» называли русским чаем!
Надо сказать, что в дореволюционной России, да и после революции до 1941 года добавление к субтропическим чаям других растений считалось бессовестной фальсификацией, мошенничеством и преследовалось по закону. Поэтому таких купцов чаще всего уличали в подобных неблаговидных поступках и отдавали под суд, иногда устраивая даже громкие судебные процессы.
Однако даже такие случаи не могли лишить Копорский чай популярности, и уже в XIX веке он составил мощнейшую конкуренцию индийскому чаю.
Великобритания, владевшая ОГРОМНЫМИ чайными плантациями в Индии, покупала ежегодно десятки тысяч пудов Копорского чая, предпочитая индийскому – Русский чай!
Так почему же в России прекратилось столь выгодное производство Копорского чая? Дело в том, что в конце XIX века его популярность оказалась, так велика, что стала подрывать финансовое могущество Ост-Индийской чайной кампании, торговавшей индийским чаем!!! Кампания раздула скандал, ЯКОБЫ русские перетирают чай белой глиной, а она, мол, вредна для здоровья. А истиная причина в том, что владельцам Ост-Индийской кампании надо было убрать с собственного рынка Англии мощнейшего конкурента – Русский чай!
Компания добилась таки своего, был снижены закуп Русского чая, а после революции в России 1917 года, когда Англия вошла в военный блок «Антанта» закуп чая в России прекратился полностью! Копорье разорилось…
Позвольте! Насколько мне ведомо, именно Поморье возило чай на кораблях в Англию и вообще Европу. Вот тут и показался кончик ниточки, что приведет нас от иван-чая к Ермаку Тимофеевичу и его мазурикам, покорившим Сибирь.
В 1582 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два месяца и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума. Память и летописи сохранили и участие Ермака в последней битве под руководством русского воеводы с ливонцами. Атаман  участвовал в битве под Лялицами в феврале 1582 года, в которой русское войско во главе с Хворостининым остановило продвижение шведов. Прошу читателя оценить весьма короткий срок с февраля по июнь, за который нужно было уйти из войска Хворостинина, встретиться с Строгановыми, добраться из Польши на Чусовую, учитывая, что война не была окончена и Ермака никто бы не отпустил с театра военных действий. Тем более, что ехать на лошадках до Чусовой поболее, чем с Дона  на Москву. Тогда путь лежал через Валуйки и добиралась казачья станица долгих 3-4 месяца. Так, что, дезертиром был славный атаман?
Пришло время показать класс старых оперативников! Мы нашли документы, которые свидетельствуют, что Ермак не имел отношения ни к донским, ни к иным казачьим войскам, которых просто тогда не было. Все просто: казаки которые сидели по рекам, все были донскими ( Дон на древнерусском означает реку: Тихий дон, Дон порожистый (Днепр). Дон струящийся (Днестр) и т.д.), а те, которые сидели по горам именовались гребенскими (сидевшими на гребнях). Так, что не обижайтесь братья донские казаки, но вы Великое Войско Тиходонское или Тихое. Донским вы станете во времена Великой Смуты, когда примите православие, получите из царских ручек хоругви и поселите на своих землях попов. А до этого вы староверами были други мои. Именно вы помогли свергнуть династию Рюриков и посадить на трон пришлых немцев Романовых – реальных Горбачевых той эпохи. Вот только потом, стреножили эти немцы казачью вольницу и атаманов вы уже не выбирали на кругу.
Предвижу гневные крики донцов! Братья! А разве плохо знать правду о себе, тем более, что покорение казачества Романовыми и ставление к себе на службу, будет длиться до 19 века. Вы первые, но не последние, что предали старые русские порядки, в которых государь земли русской вам не мирволил. Конечно, это долгая тема и обсуждать ее пока не буду, но староверие вы сдали с потрохами, казачки. От того то вы и не любили яицких казаков, что вам они иноверцами были и не поддержали войну последнего правителя Орды-Тартарии, Емельяна Пугачева, не донского казака Зимовейской станицы, а царя Великой Тартарии, против которой и воевала немка Екатерина. Только разбив этого государя и его староверов, Романовы получили доступ в Сибирь, а Тобольск из столицы ордынских царей, стал заштатным городишкой. А еще, Степан Тимофеевич Разин, тоже не Тиходонской казак. Он действительно казачий атаман, да только он воевода царя Астраханской Тартарии, осколка былой империи славян, отделившейся от нее, в годы Смуты. Романовы не правили всей Россией. Они правили только Московской Тартарией или Московией.
Вот потому то и поете вы, что Ермак иноверец и предатель, потому как он действительно не принял православия, а был старовером. Ладно! Опустим былые обиды, тем более, что и в новом своем Великодонском качестве, вы совершили много добрых дел  для России.
Вернемся же к быстро скачущему Ермаку.
А, вот тут то и возникает интересный сюжет. Оказывается купцы (или по-старому гости) казачков нанимали издавна для охраны. Например, купеческие струги на Волге охраняли казаки от … казаков! Ну и ну! Что же, казаки друг с другом воевали?
Воевали, еще как воевали! Потому как территория всей Руси, до-романовской эпохи, была поделена на области, где кормилось войско Руси или Орда. Орда слово русское и означает армию, в том понятии, что мы понимаем теперь, то ксть всех военных. Это теперь служать в армии (французское слово), а ранее в Орде служили. Делилась она на несколько войск, основой которых было казачество. А еще были княжьи рати и полки, кои набирались из десятины, то есть по одному рекруту, с 10 человек населения. Деревня давала  таких солдат и деревня их и содержала всю службу, одевая, кормя и обувая. Вот эти  рекруты и создали первые русские монастыри ибо по старости не имели места где головы приклонить. Ушли в войско и позабыли откуда родом. Ни кола, ни двора. Потому и селились общинно, отмаливая у бога грехи былые и воспитывая сирот в монастырском духе – в строгих армейских порядках. От того то и делится духовенство на Руси на черное и белое. Если последнее  светское и более свободное, то монахи явление иное. Там как в армии Устав!
Казачество же в силу наличия табунов коней, особенно в степной полосе России, по сути было кочевым. Оно передвигалось с табунами в пределах земель данных русским царём на кормление. Эти казаки не были вольными, а вступали в клятву с русским царем и являлись нечто похожим на современные военные округа. Те же, кто не хотел служить русскому царю, шли в казаки вольные. Таких было много. Они за свой счет покупали вооружение и коней (скорее за счет грабежа, как запорожские казаки) и их нанимали все, кто в них имел нужду. Основным доходом было охрана купечества. Эти казаки походили на современные частные военные компании ЧВК, те самые, что присоединили Крым к России, в недавнем прошлом.
Так вот, что мы установили: ЧВК Ермака Тичмофеевича занималась охраной чайных поставок, которыми (до солеварения) опекались купцы Строгановы, а сам атаман просто владелец охранной фирмы. Ее то и нанимали купцы, а так же русские цари, ради войн. Вот судя по всему, именно  как наемник и участвовал Ермак в походах на Польшу русской орды.
Набирал он войско из людей пришлых, любой национальности, охочих до приключений « из тумы тума мазуриков». А таких «коммерсантов», казаки  государевы, за своих не считали. Потому, как сегодня они охраняли, а завтра грабили по заказу конкурента. Армия то частная, а значит за деньги трудится.
Кстати, за нападение на царские струги, царь велел четвертовать Ермака,, да тот во время успел бежать с отрядом с Ливонской войны благо Строгановы предложили спасенне от опалы государевой.
Хотим мы так же назвать имя этого человека. По нашому мнению, Ермак кровей благородних, князь удельный или воєвода. Ставленный царем на кормление в Поморье. Да только заворовался воєвода на чайних делах и не сносить бы ему головы, если бы не заступничество ближнего царського стольника, справедливо указавшего на заслуги Ермака в деле налаживания караванных путей с копорским чаем. Оставшийся без  кормления Ермак, собрат вольницу и создал ЧВК.
Осталось назвать имя грозного атамана: Василий Тимофеевич Аленин.
Историкам известны семь имён Ермака: Ермак. Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. "Ермак" нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека дворянского рода. Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын. Судя по всему, дед Василия, еще не был в дворянстве, а право на него получил отец Ермака – Тимофей. Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский.
Кстати Ермаков в летописях того времени пруд пруди. Похоже, что так  атаманы у казаков вольных назывались. Обращает на себя внимание и еще один факт: в летописях есть разные написания названия этого воинского сословия. Так донские и гребенские кАзаки пишутся через «А», что до вольницы, так их в летописях кОзаками называют. Между прочим, именно так произносят это слово на Украине, определяя рекрутских кОзаков Богдана Хмеля и вообще любых голодранцев поступивших на службу к частным лицам. А вот запорожцы и слобожане в летописях кАзаки. Это я к тому, что на Украине представлен образ казака, которого никогда не существовало и запорожцы не имели никакого отношения к кОзакам Хмеля. Это вообще отдельная страна-республика, которую завоюют аж во времена Екатерины Второй.
Поэтому я бы советовал не доверять историкам типа украинского Яворницкого, который и придумал всю эту чушь, выдав за кАзака, самого обыкновенного слугу у пана в покоях и на запятках кареты. Никаких чубов-селедок, шаровар и кривых сабель у запорожцев не было. Все это было у слуг и голоты, которая не имела отношение к казачеству. Это братцы самая обычная воровская шайка, овеянная легендами веков. И не сломай Ермак сопротивление Кучума, висеть бы ему на дыбе и спознаться с кнутом, исходя дурным потом. На его счастье, стало угодно Богу  и Государю вновь привести в повиновение орду за Уралом (Яиком). Ермак не завоевывал Сибирь. Она всегда входила в империю славян Великую Тартарию, карты которой  можно увидеть в Энциклопедии Британика, того времени. Просто очередной князек возжелал «нэзалэжности» и трона себе и внукам. Примерно, как ныне на Украине.  Им и был хан Кучум, которому пришлось повоевать с казачей вольницей, так. как начиналась война на Донбассе.
Помните поход Стрелка на Славянск? Придет время, и сложат люди про это песни именуя Игоря Ивановича Гиркина, работавшего в охранной структуре ЧВК,  -  Ермаком. Но я думаю, что ученые будущего , если не изменят своего отношения к истории и не превратят ее в науку, а не мифологию, будут ломать голову над его прозвищем Стрелок. Потому, как настоящего Ермака, в Донбассе еще не было. Если же он воскреснет ( а у нас на Руси всякое бывает), то забег «европатриотов» на приз «Спасение задниц»  состоится вне зависимости от погоды и времени суток. Да и потом, кто сказал, что Ермаки только на восток от Волги ходили. Кучумово ханство наше, а вот на Западе Терра Инкогнита. !
Это я к тому, что дельцам в ЕС нужно быть осторожнее в выражениях: УСЛЫШУТ!!! А тогда обижайтесь сами на себя, месье, герры, синьоры и паны. Больно будет!
Осталось рассказать читателю про то как в разных регионах страны чаек копорский назывался.
Богородицына трава, Верба трава, Сорочьи глаза, Дятельник, Елушник, Дрема, Дремуха, Боровое зелье, Ива трава, Ивовая трава, Иванов-чай, Иван-чай, Чай-Иван, Иванъ-трава, Ивановская трава, Кипрей, Кипрейник, Кипер, Купрей, Копыл трава, Копорка, Копорский чай. Курильский чай, Дикая конопля, Красный цвет, Краснушка, Коневник, Любиш, Полевая левкония, Дикий лён, Льонок, Маточник, Мельничник, Плакун, Пуховник, Пущник, Пустодом, Рак, Ревенка, Синовод, Скрипун, Скрыпун, Скрыпень, Скрыпник, Скрипен, Лесной Скрыпий, Скрыпей, Скрипица, Скрипт, Скрипен, Скрипел, Хрыпняк, Хрепяльник, Хрипняк, Спрыг, Смолка, Степник, Дикая Фиалка, Хлебница, Хмызок, Шелковица, Щелкунец, Яровник или Еровник, Балник, Бурьян, Полевые васильки, Виноход, Ненадычка, Шалфей полевой, Ницалоза, Петушковы яблоки, Донник, Сапожник, Пырей.
Друзья мои, попробуйте чаек приготовить по рецепту моему! Вы поймете, что всю жизнь вы не чай пили, а БУРДУ! До меня лично это дошло с первого глотка Иван-чая.
1. Собранные листья и цветки следует немного провялить. Достаточно, если они полежат в тени на ветерке 2-8 часов, в зависимости от толщины листьев. Необходимо, чтобы листья потеряли часть влаги, но не пересохли, а стали мягкими и не ломкими. Можно собирать листья со средней части стебля кипрея (не только верхушки), срывая их одним движением руки - быстро, а кипрею не вредит совершенно.
2. Прокрутить сырьё через мясорубку (мы делаем именно так - не руками, иначе на большую семью на весь год кипрей заготовить очень сложно) и уложить полученную массу в эмалированную миску и накрыть крышкой или тарелкой соответствующего диаметра. Поставить миску примерно на сутки в теплое место (25-30 °С). В это время будет происходить ускоренный процесс ферментации чая, так же как при квашении. Вскоре масса потемнеет и приобретёт приятный фруктово-яблочный аромат. У нас, когда готовим много, массу складываем в огромную эмалированную кастрюлю - на ночь, утром - уже начинаем сушку.
3. Существует еще один оригинальный способ ферментирования трав. По мнению опытных травников, в этом случае результат получится еще лучше. Запас ЗАВАРКИ ДЛЯ ЧАЯ БЕРЕНДЕЯ готовится так:, подвяленные листья складывала в чугунный котелок (чугунок) и ставятся в прогретую русскую печь часов на 10-12. Можно в электропечи в утятнице или керамической любой посуде. Температуру держим около 60 градусов. Подготовленные листья для чая Берендея хранить следует в плотно закрывающейся посуде, как и любой чай вообще. При этом можно заранее смешать различные листья или же хранить их по отдельности, а смешивать уже перед завариванием.
4. После ферментации, лист выкладываешь на чугунную сковороду и на очень медленном огне томишь в течении минут сорока, или в печке. Прогревание до горячего состояния необходимо для ускорения ферментации, при которой часть нерастворимых неэкстрагируемых веществ растительной ткани превращаются в растворимые и легкоусваиваемые. Это те вещества, которые дают вкус, запах и цвет чая.
5. Дальше можно по-разному. Например, равномерно разложить массу на сухой противень и поставить в духовку, предварительно разогретую до 90 °С. Сушить, периодически перемешивая, до полного высыхания. На выходе получится гранулированный чай темно-коричневого цвета. Можно сушить в сушке на 45, чай будет светлее. Можно чуть подсушить в сушке (чтоб к подносам не прилипал, после ферментации чай очень влажный), а потом - в печку, если чай нужен чёрный и очень крепкий - то и на 150 градусов можно поставить.