Секреты лунного автомобиля.

Лунный автомобиль "Аполлон-15" в 1971 году.  (Автор: NASA/Dave Scott, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)
Лунный автомобиль "Аполлон-15" в 1971 году. (Автор: NASA/Dave Scott, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)

Лунный автомобиль (вездеход) - это транспортное средство, которое использовалось для перемещения по поверхности Луны космонавтами НАСА (США), работавшими по программе "Аполлон". Автомобиль был разработан и построен корпорацией "Боинг".

Использовалась в 9-ом, 10-ом и 11-ом(последнем) пилотируемом полёте на Луну (Соответственно "Аполлон" 15, 16 и 17).

"Лунный автомобиль" является электромобилем и мог перевозить двух астронавтов. Управление осуществлялось в ручном режиме. Применение транспорта на лунной поверхности было обусловлено желанием обследовать более широкие территории. До применения лунного автомобиля передвигаться по поверхности астронавты могли только пешком, что было крайне медленно и неудобно из-за особенностей герметичных скафандров и различного оборудования. А вот с появлением транспортного средства повышенной проходимости скорость перемещения их по поверхности Луны возросла до 13 км/ч (по техническим данным "лунного автомобиля"). При одной из таких поездок была зафиксирована рекордная скорость передвижения по Луне, которая составила 18 км/ч. А вот общий пробег в рамках одной экспедиции составлял около 30-ти километров и увеличивался с каждой последующей экспедицией.

Как уже упоминалось, лунный автомобиль был электрическим. В движение его колеса приводили четыре тяговых электро-двигателя, которые передавали крутящий момент на колеса через так называемый "волновой редуктор" с передаточным числом 80 к 1. Были ещё и 2 электродвигателя для осуществление руления. Батареи, от которых питались электродвигатели имели напряжение 36 Вольт (при емкости около 120 А-ч) и не подлежали перезарядке. От этих же аккумуляторов можно было "запитать" и другие электроприборы, например, телекамеру или радиостанцию.

Уникальны колеса лунного электромобиля разработала фирма "Дженерал Моторс". Диаметр колеса был 81 сантиметр при ширине в 23. Каркас покрышки был сделан из прочных стальных волокон сечением 0.84 миллиметра. Для увеличения прочности и хорошего сцепления с поверхностью использовали протектор из титана. Вылетающая из-под колес пыль удерживалась защитными щитками.

Одно из колес "лунного вездехода". Можно увидеть фрагмент пылевого щитка. (Автор: Tyrol5 , CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org)
Одно из колес "лунного вездехода". Можно увидеть фрагмент пылевого щитка. (Автор: Tyrol5 , CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org)

Весил автомобиль чуть более двухсот килограммов. А вот перевозить мог почти 0.5 тонн (по лунным меркам). Каркас его был выполнен из алюминия. Автомобиль был разборным и легко складывался и крепился снаружи от космического корабля. При помощи блоков и тросов два астронавта могли легко спустить автомобиль а поверхность луны и быстро собрать его. При дорожном просвете в 35 сантиметров высота автомобиля была немногим более 1 метра. Управлялась "лунная машина" "джойстиком-рукояткой".

Бортовые приборы и ручка управления "лунного автомобиля". (Автор: NASA - Marshall Image Exchange, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)
Бортовые приборы и ручка управления "лунного автомобиля". (Автор: NASA - Marshall Image Exchange, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)

Направление подачи соответствовало направлению движения, а для торможения нужно было выдвинуть ручку назад. Полное выдвижение назад включало ручной тормоз.

Из-за особенностей лунной силы тяжести скорость передвижения лунного автомобиля была крайне ограничена. Это обуславливалось соображениями безопасности, потому что машину сильно подбрасывало даже на небольших лунных кочках.

Ремонт крыла лунного автомобиля (Аполлон-17). (Автор: NASA/Eugene A. Cernan, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)
Ремонт крыла лунного автомобиля (Аполлон-17). (Автор: NASA/Eugene A. Cernan, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org)

Для ориентации использовался компас и одометр. На автомобиле была антенна для радио-связи с Землей, а также масса других фото и телеметрических приборов. При эксплуатации лунного автомобиля было несколько неприятных моментов. В двух экспедициях астронавты повреждали колесный щиток-пылеуловитель. В последней экспедиции это повреждение не позволяло продолжать перемещение и астронавтам пришлось осуществить ремонт при помощи клейкой ленты и других запасных частей. Неизвестно, откуда взялась клейкая лента ("скотч"), но после этого случая ходила легенда о том, что космонавтов обязывали иметь клейкую ленту на борту корабля.

Будут ли когда-то на луне построены автомобильные дороги или людям придется перемещаться по поверхности на внедорожниках? Возможно, мы скоро об этом узнаем.

А что вы думаете об этом?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное, вступайте в нашу группу ВК и пишите свои комментарии.